Search
Close this search box.

Историческая, научно-познавательная и культурно-просветительская газета Чеченской Республики

Вечером накануне депортации в театре им. Х. Нурадилова шел спектакль…

 

В конце дня 22 февраля 1944 года многие чеченские семьи уже знали о нависшей над ними угрозе выселения. Не ведали о страшной беде актеры Чечено-Ингушского госдрамтеатра имени Х. Нурадилова — в тот вечер на сцене шел спектакль.

Рассказывает главный режиссер театра, Народный артист РФ Руслан Хакишев:
«22 февраля 1944 года, 20 часов. На сцене театра исполняется героическая драма. По указанию начальника НКВД действие спектакля прерывается… На сцену выходит директор театра Абдулла Хамидов и, обращаясь к зрителю, с трудом выговаривает: «Спектакль отменяется…» В это же время войска НКВД берут под стражу каждую чеченскую и ингушскую семью, чтоб с расссветом посадить их в телячьи вагоны и отправить далеко за пределы родного края». (Конец цитаты).

Во время этих трагических событий Хакишев учился в начальной школе. Вечером 22 февраля 1944 года на сцене играла Хава Хакишева — одна из первых актрис театра им. Х. Нурадилова, студентка легендарной первой чечено-ингушской студии московского ГИТИСа (Государственный институт театрального искусства им. А. Луначарского) — студии, прервавшей после 3-го курса учебу с началом ВОВ летом 1941 года. В конце 1970-х Хава Хакишева, Народная артистка ЧИАССР, рассказывала автору этих строк:
— 22 февраля 1944-го в театре шел спектакль «Тамара». На сцене были я и Тамара Алиева. Я играла учительницу. Зал был полный, потом он постепенно стал пустеть. Конечно, краем глаза я это видела, хотя была в образе, но не поняла, что происходит. Тут на сцену поднимается военный и говорит: «Что вы здесь делаете? Вас сегодня выселяют, а вы спектакль даете». Директором театра был мой и Тамары Алиевой однокурсник по ГИТИСу Абдулла Хамидов. Услышав слова военного, он помрачнел, распорядился, чтобы закрыли занавес. В замешательстве мы покинули театр…

Потом в выселении мне запретили работать по специальности, я не могла даже драмкружок открыть! Эти тринадцать лет вычеркнуты из моей жизни, — констатировала Хава Хакишева.

Актеры, получившие профессиональное образование в первой чечено-ингушской студии ГИТИСа (1938-1941) вспоминали, как в июне 1941-го часть мужского состава студии ушла добровольцами на фронт. По распоряжению руководства ГИТИСа  в Москве остались Ваха Татаев (будущий министр культуры ЧИАССР) и Абдулла Хамидов (впоследствии директор театра и автор легендарной пьесы «Бож-Али»), на которых была возложена обязанность сопроводить на поезде однокурсниц в Грозный. Эта часть студийцев влилась в труппу театра им. Х. Нурадилова. (Как позднее несколько их однокурсников, вернувшихся с фронта).

Между тем, в это же время записались добровольцами на фронт молодые артисты театра им. Х. Нурадилова. На второй день войны — 23 июня 1941 года — прямо с гастролей в Ведено!… Исмаил Ибрагимов, Абухажи Туликов, Осман Горчханов, Магомед Сапаров, Ваха Магомадов, Тапа Исаев, братья Саид-Ахмад и Тута Алхазовы, Саид Гандаев, Ширвани Сатабаев — многие из них не вернулись с фронтов Великой Отечественной, а в целом 14 артистов театра сложили головы в борьбе с фашизмом.

Из доклада начальника Управления по делам искусств и кинофикации при СНК ЧИАССР Бакланова (из книги Руслана Хакишева «Чеченский государственный драматический театр имени Ханпаши Нурадилова):

«В 1942 году в связи с трудностями военного времени прекращают свою деятельность Чечено-Ингушский ансамбль песни и пляски, Госфилармония, ТЮЗ, Кукольный театр. Эвакуируется в г. Канск Русский драматический театр. В Грозном из основных единиц по линии управления искусств остался Чечено-Ингушский государственный драматический театр, который с первых дней войны быстро перестроил работу на военный лад. Работая под девизом «Все силы на разгром врага», театр имеет цель поддержать глубокую любовь народа к дорогому Отечеству…».
Артисты поднимали дух бойцов Красной Армии вплоть до февраля 1944 г. , когда чеченский народ был депортирован по приказу Сталина.

Рассказывает главный режиссер Чеченского госдрамтеатра им. Х. Нурадилова Руслан Хакишев:

— В 1962 году я закончил в составе чечено-ингушской студии Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии — актерский факультет, несколькими годами позже — режиссерский. Застал старшее на тот момент поколение артистов, многие из них учились в той самой первой актерской студии ГИТИСа от ЧИАССР. Что рассказывали они о работе театра в годы войны — до выселения? По их словам до 1944-го в весенне-летний сезон они давали спектакли в райцентрах и селах, зимой выступали на открытой сцене сада имени 1 мая. (Эта сценическая площадка еще использовалась в 1962-м, там проходили сборные концерты, когда мы приехали после завершения учебы из Ленинграда в Грозный).

Словом, ни до 1944-го, ни в первые годы после возвращения из депортации условий не было никаких, но большинство актеров, преодолевая все бытовые трудности, оставались на сцене, играли, работали с энтузиазмом, какой-то жертвенностью! Для многих из них театр был смыслом жизни. Я всегда восхищался актрисами – Халимат Мустапаевой, Тамарой Алиевой, Асет Ташухаджиевой, Асет Исаевой, Хавой Хакишевой. Каждая из них жизнь посвятила сцене! Они работали практически ежедневно, выезжая на ближние и дальние гастроли, нередко рискуя жизнью. Помню их рассказы о том, как однажды в начале Великой Отечественной войны актеров на выезде в район преследовали бандиты. Или о том, как труппа выезжала на гастроли в Армавир и попала в зону боевых действий.

Как известно, в 1942 году знаменитая 114-я Чечено-Ингушская кавалерийская дивизия, несмотря на большие успехи в сражениях, была расформирована по настоянию Берия. Из состава дивизии по настойчивому ходатайству руководства Чечено-Ингушетии были сохранены небольшие части – 255-й Отдельный Чечено-Ингушский полк и Чечено-Ингушский Отдельный дивизион. Командиром первого был Мовлид Висаитов, второго – Сакка Висаитов. Так вот, Чечено-Ингушский Отдельный дивизион стоял под Армавиром, актеры театра им. Х. Нурадилова выезжали на линию фронта, во время затишья давали спектакли землякам. Бывало, поступал сигнал о начале очередного боя, и постановку приходилось сворачивать. Когда все стихало, вновь устанавливались декорации! Вот такую самоотверженность проявляли наши артисты. (Сохранилось Благодарственное письмо театру им. Х. Нурадилова от командира дивизиона Сакки Висаитова).

На обратном пути труппа, выбираясь из зоны боев,попала под обстрел вражеской авиации; ранения получили несколько артистов, в том числе Асет Исаева, сгорел под бомбами вагон с декорациями. Шел 1942-й. Труппа театра имени Х. Нурадилова, несмотря опасности военного времени, работала в полном объеме. Кроме того, актеры отдавали часть зарплаты на строительство танков и самолетов! Так положено было, — заключил Руслан Хакишев.

… А затем был тот самый вечерний спектакль «Тамара» накануне выселения. И долгих тринадцать лет выживания на чужбине. И еще одно историческое событие от 9 января 1957 года — Указ Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета РСФСР о восстановлении автономии Чечено-Ингушетии.

Немало усилий приложили Ваха Татаев и Абдулла Хамидов, чтобы в первые же месяцы 1957 года вернуть на родину проживающих в городах и аулах Казахстана и Киргизии бывших артистов театра, музыкантов, танцоров, певцов, обустроить молодежь в вузы искусств.

Вернулись в родной театр и те, кто в 30-х годах начинал его историю…

28 декабря 1958 года театр им. Х. Нурадилова открылся героической драмой Халида Ошаева «Асламбек Шерипов» в постановке Миная Минаева и Лидии Горькой — преподавателей первой чечено-ингушской актерской студии ГИТИСа 1938-1941 гг., которые приехали в Грозный после возвращения вайнахов из мест депортации, чтобы помочь своим бывшим студентам возродить театр.

Рита Хаджиева

 

На снимке: после спектакля в Армавире, 1942 г.; в центре — командир Сакка Висаитов, слева актриса Асет Исаева , во втором ряду слева направо — актрисы Асет Ташухаджиева и Хава Хакишева, также на фото — артисты театра им. Х.Нурадилова Хамид Чимаев, Зинаида Исакова и другие.