11 февраля исполнилось бы 75 лет Султану Докаеву – актеру театра им. Ханпаши Нурадилова, народному артисту ЧИАССР, заслуженному работнику культуры РФ. В этот день в театре собралась вся труппа, в том числе однокурсники Докаева по чечено-ингушской актерской студии московского ГИТИСа (Государственный институт театрального искусства им. А. Луначарского, ныне РАТИ – Российская Академия Театрального искусства). Много памятных мероприятий проходило в этом уютном, красивом зале театра, но этот день со слезами на глазах запомнится его участникам надолго. Вечер памяти начался с видеоролика: Султан Докаев в институте, с друзьями, на сцене театра, на выездных спектаклях, в кругу семьи, с сыновьями… Кадры творчества разных лет, уводящие присутствующих в прекрасный мир театра, такой родной и близкий!
Открывая вечер, Хава Ахмадова — художественный руководитель-директор ЧГДТ им. Ханпаши Нурадилова, председатель Регионального отделения Союза Театральных деятелей (СТД) по ЧР, сказала много добрых, искренних слов, вспоминая Султана Абуевича. Выступили его коллеги: известный актер театра и кино, увенчанный многими званиями и наградами Дагун Омаев; бывшие однокурсники Докаева — Хамид Азаев, Амран Джамаев, автор этих строк (училась в годы студенчества Султана на театроведческом факультете ГИТИСА), актеры Успан Зубайраев, Муса Джандаров, Зухра Масарова, Рамзан Умаев. Самое волнующее, щемящее и благодарное слово было от супруги Докаева Аси. Всегда лучезарная, с улыбкой на лице, в тот вечер она говорила с трудом, сдерживая слезы…
Театр с детства вошел в жизнь Султана Докаева. После окончания школы и службы в рядах Советской Армии, началась его рабочая биография. Недолго заставила себя ждать заветная мечта. Словно весенняя ласточка ворвалась в его жизнь радостная весть — объявление о наборе в Грозном чечено- ингушской студии в ГИТИС.
Театр к тому времени еще не стал целью жизни, но был страстным увлечением, притягательным настолько, что Докаев находил время на участие в художественной самодеятельности – до тех пор, пока не прошел все три тура в ГИТИС. Деканом актерского факультета ГИТИСа была Нина Викторовна Чефранова, художественным руководителем курса — Семен Хананович Гушанский, педагогом по мастерству актера — Всеволод Порфирьевич Остальский. Эти мастера приехали в г. Грозный, чтоб отобрать самых талантливых. Поток абитуриентов был большой. Прослушивания проводились совместно с местной приемной комиссией, в которую вошли: Ваха Татаев – тогдашний министр культуры ЧИАССР, Мималт Солцаев — главный режиссер театра, Абдула Хамидов — директор театра им. Ханпаши Нурадилова.
Из большого количества поступающих было отобрано двадцать семь человек юношей и девушек. Их ожидали Москва, знаменитый театральный вуз – ГИТИС и профессорско-преподавательский состав – ученики основоположников театрального искусства Константина Станиславского и Владимира Немирович-Данченко: Б. В. Бибиков, О. И. Пыжова, А. О. Степанов, М. О. Кнебель, В. В. Вронская и многие другие.
В студенческие годы, наполненные невероятно счастливым смыслом жизни, они чуть ли не каждый вечер посещали спектакли в ведущих театрах Москвы: в Малом театре, МХАТ, Е. Б. Вахтангова, «Современнике», Ленкоме, театрах на Малой Бронной, на Таганке и т. д. Несколько чеченских студентов ГИТИСа закончили вуз с отличием. В их числе был Султан Докаев.
Его актерская карьера началась сразу по окончании ГИТИСа в составе чечено-ингушской актерской студии в 1973 году. Получив диплом, Докаев приехал работать в Грозный, в театр им. Ханпаши Нурадилова. Его первые роли – характерные: Авалу в классике чеченской драматургии, блистательной комедии А Хамидова «Бож-Али», Хасан и Хамид в социальных драмах С.Бадуева и А. Хамидова «Бешто», «Совдат и Дауд».
Обличительным пафосом характеризуется исполнение артистом отрицательных ролей: Макхала Даудовича в спектакле «После землетрясения» М. Ахмадова, Зулумова в драме С-Х. Нунуева «Один лишь бог…» — за талантливое воплощение этой роли Докаев удостоен специальной театральной премии. Сатирическая направленность его творчества проявилась в исполнении ролей Старикова в «Женитьбе» Н. Гоголя, Асхаба Бендера в одноименной комедии С.Чахкиева, Аргант в неувядаемой французской комедии Ж-Б. Мольера «Скапен, спаси любовь».
Яркие, самобытные образы созданы Султаном Докаевым в спектаклях, поставленных по пьесам мировой, отечественной и современной драматургии: «Кориолан» В. Шекспира (Тит Ларций), «Забыть Герострата» (Человек от театра), «Отелло» (Дож), «Штык для преодоления хребта» (Сорокин), «Свобода или смерть» (Джабраил), «Из тьмы веков» (Гарак), «Когда рушится мир» (Бетарсолта), «Земля отцов» (Князь), партийные работники в спектаклях «Мы, нижеподписавшиеся..», «Протокол одного заседания» и т.д. В работах артиста просматриваются меткость актерских наблюдений, углубленный анализ эпохи, социальной среды конкретной судьбы героя.
Творческая палитра актера последних лет засверкала новыми гранями таланта, тончайшим и правдивым психологизмом, созданные им образы становились близкими, понятными и притягательными широкой зрительской аудитории.
С. А. Докаев в самый трудный послевоенный период возглавлял театр им. Х. Нурадилова в качестве директора. Его активная деятельность на этом поприще положительно сказалась на возрождении и дальнейшем творческом развитии театра, о чем свидетельствуют итоги гастрольной деятельности и участие театра во Всероссийских театральных фестивалях, прошедших в республиках Северного Кавказа.
С 2002-го на протяжении ряда лет артист исполнял обязанности председателя Чеченского отделения Союза театральных деятелей РФ. Его творческие достижения и общественная деятельность за сорок с лишним лет работы в театре отмечены Почетными званиями «Заслуженный работник культуры РФ», медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», Почетными грамотами Министерства культуры ЧИАССР, ЧР, СТД РФ.
В последние годы Султан Абуевич страдал от тяжелого недуга. Когда он оставил сцену, коллеги стали частыми гостями в его квартире, театр нередко оказывал Докаеву материальную помощь. Имя артиста останется в созвездии самых ярких имен не только чеченского драматического искусства ЧР, но и всего многонационального театрального искусства России, констатировали участники вечера памяти, посвященного 75-летию со дня рождения Султана Докаева.
Хеди Берсанукаева,
заведующая литературной частью
Чеченского государственного драматического театра
имени Ханпаши Нурадилова
На снимке:
Султан Докаев в спектакле «Кориолан» (роль — Тит Ларций) Уильяма Шекспира. Режиссер – Мималт Солцаев. 1981 г.