Search
Close this search box.

Историческая, научно-познавательная и культурно-просветительская газета Чеченской Республики

Корифей чеченской сцены отметит юбилей

Театр имени Ханпаши Нурадилова готовится к ноябрьскому торжеству в честь 75-летия Дагуна Омаева, Заслуженного артиста РСФСР. Сегодня Омаев популярен в народе так же, как на заре своей актерской карьеры в начале 1960-х. Он сыграл в театре до двухсот ролей и не меньше полусотни в кино.
Имя Дагуна Омаева в Чеченской Республике известно практически каждому. Его творчество тесно связано с театром им. Х. Нурадилова, в спектаклях которого актер, начиная с 61-х года, сыграл большинство главных ролей.
— Дагун — актер с большой буквы, это знают все, — говорит в беседе с «ГР» Хава Ахмадова, художественный руководитель-директор Чеченского государственного театра им. Ханпаши Нурадилова. — Я слышала о нем с малых лет, настолько он был популярен в республике. Когда я закончила школу, режиссер Мималт Солцаев пригласил меня работать актрисой в театре имени Ханпаши Нурадилова. Мне было 18. В те годы довелось играть с Дагуном в спектаклях «Земля отцов», «Свобода или смерть», «Соседи» и других.
Мы, молодые актеры, смотрели на Дагуна с восхищением. У него очень сильная актерская техника, и он владеет этой техникой невероятно! Дагун — импровизатор, очень тонко чувствующий и думающий актер. Он не играет роль, он ее проживает, а созданный им образ сценический образ зреет, развивается от спектакля к спектаклю. Такие актеры – большая редкость.
Спустя много лет (в 2014-м) я вернулась в театр в качестве режиссера и худрука-директора. Мне снова довелось работать с Дагуном Ибрагимовичем. Он играл в нескольких моих режиссерских постановках — «Ханума», «Наследие героя» и других.
Последняя по времени наша большая совместная работа – эпическая драма «Лаьмнел лекха» («Выше гор»). Я никого другого не видела в роли Г1ойсума, так как «органика» Дагуна и внешние данные очень совпадают с моим представлением об этом герое.
И роль Г1ойсума за Дагуном закрепилась, играет он ее очень проникновенно и глубоко. Когда мы показали этот спектакль в Москве, на сцене Российского Академического Молодежного театра, критики, как один, отметили работу Дагуна — созданный им образ никого не оставил равнодушным.
В конце ноября готовимся вывезти «Выше гор» на театральный фестиваль. Хотелось бы пожелать Дагуну здоровья и сил, чтобы он по-прежнему радовал зрителя, — сказала Хава Ахмадова.
Вот что пишет о работе Омаева в спектакле «Выше гор» (автор Муса Ахмадов, режиссер Хава Ахмадова) московский критик Елена Глебова («Вопросы чести и прощения», журнал «Страстной бульвар, 10», № 2-202, 2017 г.): «Образ отца, страдающего и милующего, не желающего дальше проливать кровь и продолжать вражду, но обрекающего себя на бесконечные страдания, в этом спектакле создает Дагун Омаев. Его герой немногословен, сдержан, но, благодаря сильной актерской игре, раскрывается душа этого человека. Он способен на высокий поступок, в нем заключена огромная внутренняя сила». (Конец цитаты).
В кино артист сегодня так же востребован, как на других этапах актерской карьеры. Так, пополнили его фильмографию последние два года. В 2016-м он замечательно сыграл роль старейшины в короткометражной ленте «Легенда Чаборза» ЧГТРК «Грозный» (режиссер Хава Ахмадова, автор сценария Муса Ахмадов). После съемок Глава ЧР Рамзан Кадыров напишет на своей странице в Инстаграм: «Старец, которого играет великий актёр Дагун Омаев, говорит, что свободный человек не может называться гладиатором – рабом…»
В том же году вышла в прокат полнометражная художественная лента «Тэле и Толи» режиссера Александра Амирова. Съемки прошли в Северной Осетии. Дагун Омаев сыграл в комедии осетина Бази Кесаева. Кстати, в октябре на Х1V Международном фестивале кино и театра «Амурская осень» приз за лучшую мужскую кинороль был единодушно присужден поделившему его между собой блистательному актерскому тандему из «Тэли и Толи»: Дагуну
Омаеву и Кахи Кавсадзе, сыгравшим в этом фильме двух друзей.
Третья роль 2016-го – сержант Иса Акаев в картине кинорежиссера Павла Дроздова «Прощаться не будем». А осенью 2017-го Дагун Ибрагимович вернулся после завершения съемок в картине Александра Аравина «Уничтожение террориста» («Мосфильм»).
Куда бы ни занесла «киношная» судьба, он всегда возвращался Грозный, в театр. Не покидал родину даже в ходе минувших войн.
Вот что пишет об этом театровед Муслим Гапуев:
«… Часто соседи, в основном представители других национальностей, приходили к Дагуну и жаловались на притеснение, а он шел и защищал их от непрошеных гостей. Всегда выходил один против вооруженной группы людей. Кто были эти люди, он не знал: то ли бандиты, то ли представители тогдашней власти, что зачастую было одно и то же. Кто-то отступал, узнавая Дагуна, кто-то сникал перед его твердым характером, но в любом случае, он ни разу не спасовал перед лицом опасности.
Неоднократно в тот период на Дагуна совершали покушения. Как-то в дом, в котором он проживал с семьей, выстрелили из подствольного гранатомета, в результате чего жена лишилась глаза, а сын стал инвалидом второй группы. От неминуемой гибели Дагуна спасла лишь случайность. На следующий день на базаре какие-то сомнительные люди в камуфляже, не стесняясь и не скрываясь, громко говорили между собой: «Дагуна вчера убили вместе с семьей». Так что, драматические ситуации в его жизни были похлещe, чем в кино.
Политические события в Чечне в начале 90-х годов отодвинули театр на задний план, а случившиеся вскоре войны разрушили его и физически. Артисты чеченского драмтеатра на себе ощутили верность максимы: «Когда говорят пушки – музы молчат». Но уместно ли говорить о театре, когда гибли десятки тысяч людей. К сожалению, беда не обошла стороной и труппу грозненского драмтеатра. В частности, у Народного артиста России Мусы Дудаева во время бомбежек погибло 18 родственников, Мималт Солцаев потерял жену, ветерана чеченской театральной сцены актера Харона Нудушева насквозь прошила пуля снайпера…
Доставалось и Дагуну Омаеву: во время обстрелов со стороны российских солдат он не раз получал контузии и мелкие ранения. Как-то, посчитав, что он погиб, его положили среди мертвых. Нетрудно представить, что испытал Дагун, очнувшись среди трупов. Эти стрессовые ситуации в конечном итоге вылились для него в два инфаркта… (Конец цитаты).
С 2001 года начался процесс возрождения театра им. Ханпаши Нурадилова. Труппа выступала на уцелевших в ходе военных действий сценических площадках, принимала участие в театральных фестивалях, колесила со спектаклями по городам и весям республики. Их постановки как отдушина, как глоток свежего воздуха давали возможность людям перевести дух, забыть про «зачистки», рассматривать приезд любимых артистов как знак грядущего прорыва от войны к миру.
На одном из торжеств в свою честь Дагун Омаев сказал: «Меня всю жизнь переполняло чувство любви к своему народу и гордость за него! Если бы мне предложили полмира, я бы не променял на него свою республику и свой народ…».

Зарина Висаева

На снимке: Дагун Омаев в роли Г1ойсума (спектакль «Лаьмнел лекха» — «Выше гор»).

Справка:
Дагун Омаев — Заслуженный артист РСФСР, Народный артист КБР, Заслуженный артист СОАССР и Абхазии, Почетный гражданин Чеченской Республики (2007), кавалер Ордена Кадырова (2009). Удостоен медали «За заслуги перед Чеченской Республикой» (2012).

Родился 5 мая 1942 гг. Закончил театральную студию при государственном драматическом театре им. X. Нурадилова (1961 — 1963 гг.). В этом же театре работает с 1961 года.

Роли в театре:
«Лаьмнел лекха» («Выше гор») – Г1ойсум, «Турпалхочун беркат» («Наследие героя») – Дага, «Сан некъ» («Мой путь») – Са1адулла, «Ханума» — Микич Котрянц, «Совдат и Дауд» — Дауд, «Бож — Али» — Абубешар, «Один лишь бог…» — Хасуха, «Когда рушится мир» («Къематан де х1оттича») – Анзор, «Оптимистическая трагедия» — Алексей, «Бешто» — Бешто, «Петимат» — Мусост, «Из тьмы веков» — Хасан-хаджи, «Когда рушится мир» — Анзор, «Бессмертные» — Ханпаша Нурадилов, «Асланбек Шерипов» — Асланбек Шерипов, «Кориолан» — Авфидий,
«Лениниана» — Забелин,«Женитьба» — Жевакин, «Земля отцов» — Ади Сурхо, сын Вдовы, «Тигр и гиена» — Шаул, «Пока арба не перевернулась» — Бухути, «Свобода или смерть» — Байсангур, «Нигат» («Обет) — Бексолт Исмаилов, «И дольше века длится день» — Едигей
и другие.

Роли в кино:
«Уничтожение террориста» («Мосфильм», 2017).«Прощаться не будем» («Русская Фильм Группа», «Студия «Мост», «Чеченфильм», 2016) – сержант Иса Акаев, «Тэле и Толи» (Продюсерский Центр «Хорошо Продакшн», 2016), — Бази Кесаев
«Легенда Чаборза» (ЧГТРК «Грозный», 2016) – старейшина,
«Земля обетованная» (Казахфильм, 2010) – Магомед,
«Пленный» (Россия-Болгария, творческо-производственное объединение «Рок», 2008) – Алибеков, «Легенда горы Тбау» (Владикавказтелефильм, 1994) – Заурбек (главная роль), «Когда отзовется эхо» (1988) – Умар, главная роль, «Вершины не спят» (Северо-Осетинская студия телефильмов, 1987) – Остемир (главная роль), «Приходи свободным» (киностудия им. Горького, 1985) – Бекхан, «Требуются мужчины» (Ленфильм, 1983) – Бекназаров,
«Буйный Терек» (телестудия Северной Осетии, 1981) – Измаил (главная роль), «Кольцо старого шейха» (Владикавказтелефильм, 1980) — Шукаев (главная роль), «По следам Карабаира» (Владикавказтелефильм, 1979) — Шукаев (главная роль),«Горская новелла» (1979) – Анзор,«В ночь на новолуние» (Мосфильм, 1978) – Алхас (главная роль),«О тех, кого помню и люблю» (Ленфильм, 1974) — Дагун Саидов,«В черных песках» (киностудия им. Горького, 1973) — Чары Эсенов (главная роль),«Жизнь, ставшая легендой» (Северо-Кавказская киностудия, 1970) — Хаджи-Мурат,«Костры на башнях» (Сев.-Кав. киностудия, 1968) – Шахбулат и т. д.