В Итум-Калинском районе ЧР обрели весьма близкий к первозданному облик две жилые башни Тертийского историко-архитектурного комплекса XIV-XVII вв, сообщил зампредседателя Правительства ЧР Хож-Бауди Дааев. На территории Аргунского музея-заповедника находятся около 700 памятников истории, культуры, археологии, архитектуры и природы, из них свыше 50 объектов относятся к памятникам федерального значения.
Дааев отметил, что из-за сильного крена стен башни находились под угрозой обрушения. Как следует из акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Тертийский историко-архитектурный комплекс, Терта (Терти, Тертие) — крупный башенный поселок XIV-XVI вв. в западной части Малхистинского ущелья. На западе он граничит с Меши, а на востоке — с Итал-Чу. До середины 1990-х годов в центре комплекса располагался ансамбль с пятиэтажной боевой башней, ныне он полностью уничтожен, но сохранились шесть жилых построек, склеповый могильник и святилище-мавзолей с открытой поминальной камерой.
На северной окраине селения можно увидеть четырехэтажную полубоевую башню, со входом на восточной стороне, с бойницами для обстрела подступов к башне и боевым балкончиком-машикулем для защиты северной стороны от нападающих. Другие три четырехэтажные жилые башни расположены в восточной части поселка. Их высота — 10-11 м, они имеют бойницы, говорится в документе.
Большая часть башенных комплексов Маьлхийсты была взорвана еще во время депортации 1944 г. Чеченское высокогорье на 13 лет было передано в состав Грузии и поселенные здесь грузинские горцы активно использовали оставшиеся руины в хозяйственных целях. Тогда же были разобраны на строительный материал некоторые постройки. Об этом периоде до сих пор напоминают грузинские буквы, выведенные краской на некоторых строениях.
В дальнейшем уцелевшие постройки Маьлхийсты постепенно разрушались естественным путем, пока не разразились две войны, в ходе которых был разрушен еще целый ряд памятников.
Завотделом Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника Хизар Яхъяев:
— Есть, например, довоенная фотография селения Терти. На ней – шесть полубоевых башен, а посередине – боевая. Из них сегодня «живы» две, остальные раздолбили из орудий, а камень использовали, возведя казармы и т.д.
- Кроме того, в Тертийский комплекс входили святилище и несколько склепов, — дополнил сказанное в интервью ТАСС руководитель Центра археологических исследований Академии наук ЧР Султан Исаев. — Военные, устроив там свою базу, разрушили несколько древних строений, а из их камней соорудили хозпостройки. Сохранилось шесть жилых башен, один склеп и святилище».
По словам археолога, в посёлке Терти могли жить до 200 человек. Башни были просторными, как правило, трёхэтажными, но встречались и по 4-5 этажей. Рядом с «высотками» по мере роста населения строили сакли — дома поменьше. В башнях было тепло благодаря камину и дымоходу, согревавшему стены. В некоторых строениях находили фрагменты керамических труб, что может говорить о наличии водопровода и канализации.
На фасаде средневекового святилища высечена голова животного, но из-за плохой сохранности барельефа сложно понять, какого именно. Одни исследователи считают, что это волк, другие — баран, третьи — среднеазиатский леопард. По словам Султана Исаева, сейчас такие барельефы стали редкостью, но в 1920-х археологи часто описывали их. О чём говорят анималистические изображения на святилищах, остаётся загадкой.
Селение Терти по рассказам представителей общества Мялхи, является самым старым населенным пунктом ущелья реки Меши-хи и всего общества в целом.
Объекты культурного наследия отреставрированы по поручению Главы ЧР и при поддержке Министерства культуры Российской Федерации,- подчеркнул Хож-Бауди Дааев.
Напомним, также по поручению Главы Чеченской Республики ведутся ремонтно-реставрационные работы на объекте «Башня боевая-2» (Дере II) в с.Тазбичи Итум-Калинского района. В целом за последние годы отреставрировано не менее трети объектов культурного наследия ЧР.
Рита Хаджиева