Базовый пункт федерального проекта «Земский учитель» — единовременная выплата в 1 млн рублей для тех, кто переезжает для работы в школах в села и малые города. Это позволит Чеченской Республике решить проблему с педагогами в горных районах, заявил ТАСС во вторник министр образования и науки ЧР Исмаил Байханов. В 2018 г. по призыву Рамзана Кадырова в республику приехали учительствовать 500 человек из разных регионов РФ, «мотивированные» перспективой получения служебного жилья и высокой зарплатой.
«В 2020 году, как и во всех регионах РФ, мы запустим программу «Земский учитель». При формировании списков педагогов будем исходить из потребности школ, есть нехватка кадров в горных районах. Где-то необходим учитель иностранного языка, где-то — учитель информатики. Это не значит, что эти предметы не преподаются в этих школах, просто педагоги перегружены», — сказал министр, добавив, что желающие принять участие в проекте уже есть.
По его словам, в Чечне остается острой проблема трехсменного обучения в школах. Она сохраняется из-за высокого уровня рождаемости. «На сегодняшний день в республике более 70 школ работают в трехсменном режиме. Если в 2013 году в системе общего образования было 229 тыс. детей, то сегодня — 287 тыс. Мы прогнозируем, что до 2020 года эта цифра достигнет 300 тыс.», — добавил Байханов.
Екатерина Шелевая из Благовещенска увидела в интернете объявление о хорошей вакансии с хорошей зарплатой. Позвонила разместившему объявление директору школы, послала свое резюме — и уже через несколько недель стала учителем истории в старинном селе Беной-Ведено Чеченской Республики. По ее словам, поначалу было трудно, потому что она не говорила на чеченском языке, а ученики плохо знали русский.
— Сейчас все, слава Богу, наладилось, — говорит Екатерина.
Как выяснилось, в Беной-Ведено ей сразу предоставили жилье в хорошем доме, построенном именно для приезжих «из большой России» учителей.
— Родители наших ребят были очень рады приезду Екатерины, — рассказал СМИ директор школы Беной-Ведено Салавди Маллаев. — Ученики наши ведь слышат вокруг только чеченскую речь, а надо практиковать и русский язык для продолжения учебы в вузах, — заключил он.
В 2018 году свыше 500 учителей приехали в Чечню после приглашения Кадырова на работу.
— Власти Чечни принимают всевозможные меры для повышения качества преподавания русского языка и литературы в школах и учебных заведениях, в том числе приглашая носителей языка из российских городов, — отметил в беседе с РИА Новости министр образования и науки республики Исмаил Байханов.
По его словам, приезжие учителя в основном преподают в школах в горных районах, где особенно остро стоит проблема с русским языком.
«Учителя приезжают семьями. Они едут учить детей в высокогорные районы, с жильем у них проблем не бывает, во многих селах сохранились учительские дома, построенные еще в советское время, да и местные власти помогают», — рассказал министр.
Принятые меры, по словам Байханова, уже дают положительный эффект: результаты ЕГЭ по русскому языку показывают, что уровень подготовки выпускников несколько выше уровня знаний по другим предметам. За последний год результаты превзошли все предыдущие.
«Средний балл ЕГЭ по русскому языку вырос с 35 в 2015 году до 53 в 2017 году. Также за последние три года в несколько раз уменьшилось количество выпускников, неуспешных в ЕГЭ по русскому языку», — отметил министр.
В феврале 2019 года в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин предложил по аналогии с действующей программой «Земский доктор» запустить программу «Земский учитель» для педагогов, переезжающих на работу в села и малые города. Речь идет о сельских населенных пунктах, рабочих поселках, поселках городского типа или городах с населением до 50 тыс. человек. Программа должна быть подготовлена правительством не позднее 1 декабря, чтобы ее реализация началась с 2020 года. Предусматривается, в частности, выделение ее участникам 1 млн рублей подъемных средств без необходимости уплаты с этой суммы НДФЛ.
Элиза Мадаева