26 августа в Галанчожском районе состоялось открытие дороги Т1ерхи-Ялхорой. Строительство грунтового полотна протяженностью 10 км длилось 2, 5 месяца. «Мехка саг1а» — так нарекли празднование окончания дорожных работ организаторы. Среди них – известные в республике подвижники освоения заброшенных территорий высокогорья: куратор проекта – заместитель министра МВД ЧР Апти Алаудинов; руководитель строительства дороги Т1ерхи-Ялхорой, заведующий отделом природы и охраны объектов культурного наследия Аргунского историко-культурного и природного музея-заповедника Министерства культуры ЧР, известный историк и этнограф, Хизар Яхъяев; директор Института развития образования ЧР, историк и публицист Хамзат Умхаев, а также представители тейпа ялхорой. Хизар Яхъяев ответил на вопросы «Грозненского рабочего»:
— Хизар, как прошло открытие дороги Т1ерхи-Ялхорой?
— 26 августа в Ялхорое (когда-то райцентре) было много народу. На мероприятие приехали и потомки жителей этих мест, депортированных в 1944 году,
Пробивать дорогу мы начали в мае. Техника – бульдозер и трактор. Новость о строительстве тут же дошла до представителей тейпа ялхорой. И когда в мае они собрались на свой первый съезд, пригласили меня. Съезд прошел в станице Ассиновской, где обосновались после депортации 1944-1957 годов многие выходцы из высокогорных сел – как известно, возвратиться на места постоянного проживания им запрещала советская власть. На равнине выросло несколько поколений ялхороевцев, которые знали о родовых башнях и кладбищах только понаслышке, со слов отцов и дедов. Как следовало ожидать, новость о дороге на землю предков стала для них большим событием.
Так вот, на съезд со мной отправились историк Хамзат Умхаев и Раиса Садаева, журналистка ЧГТРК «Грозный», которых, думаю, многим не надо представлять. Завершая свое выступление на съезде, я предложил присутствующим собраться в следующий раз не на равнине, а в горах Ялхороя. Такова предыстория общественного мероприятия 26 августа.
— Это редкий случай, когда дорога в 10 километров стала событием. Расскажите о ней подробнее.
— Т1ерхи-Ялхорой это ветка от дороги Гехи-Галанчож (начинается от восточной окраины села Гехи, проходит через Рошни-Чу, далее через разрушенные горные села Муши-Чу и Т1ерхи). Так вот в районе Т1ерхи мы повернули направо, оттуда и берет начало дорога в Ялхорой. Учитывая медленные темпы строительства (10 км за 3 с лишним месяца), можно представить, насколько сложно было пробить дорогу через реки и горы. Так, серьезная проблема возникла в районе Т1ерхи, у железного моста, где ранее через большой участок, разбитый глубинными бомбами минувших войн, невозможно было пройти даже пешком. Благодаря мастерству наших бульдозеристов, проложили дорогу и в указанном районе, и через все сложные участки — в том числе серпантином через хребет; преодолели и другие трудности, связанные с горным ландшафтом.
Строительство очень трудоемкое, поэтому многие относились к этой идее скептически. И все же по воле Всевышнего Аллаха мы сумели справиться, решить все проблемы, которые возникали ежедневно.
Есть все основания надеяться, что дорога станет точкой отсчета возрождения этого красивейшего и благодатного высокогорного края. Ялхорой, как и Галанчожский район в целом, заброшен и необитаем свыше 70 лет: сыграли роль и запрет на поселение советских времен, и военные действия, и минная опасность, и труднодоступность этих мест. Теперь и последнее обстоятельство осталось в прошлом, так что вся надежда на первопроходцев – тех, кто поселится здесь поначалу временно. А там процесс пойдет — пусть медленно, но верно.
— Какие объекты культурного наследия вам довелось видеть в Ялхорое?
— Очень много разрушенных каменных построек и уцелевших гротовых захоронений (в которых мы видели останки и даже черепки погребальной посуды). Все это говорит о том, что некогда горы Ялхороя были густонаселенными, здесь кипела жизнь.
Объекты культурного наследия? Их немало в галанчожских горах. Запомнился утес с идущей на самый верх каменной лестницей, которая находилась в очень хорошем состоянии. Я и Шамиль Умхаев поднялись по ступенькам и увидели развалины культового сооружения.
В двух километрах от села Верми-ам есть каньон. Его берега усеяны развалинами жилых каменных построек. По словам местных жителей, когда-то на месте каньона было небольшое горное озеро.
И выше Верми-ам тоже очень много каменных руин жилых и боевых башен. Некоторые датируются Х-ХII веками. Всего 20 памятников культурного наследия на этой территории.
— Каково значение дороги в Ялхорой?
— Огромное. С советских времен в те места вела единственная дорога – со стороны Ингушетии. Ее проложили в 1968 году от ингушского села Алкун. С нашей стороны посетить Ялхорой было невозможно – только пешком или на коне. Поэтому ялхоройцы, живущие в Чеченской Республике, добирались до земли предков через Алкун. Это около 150 километров, с нашей стороны – на треть меньше. А с началом военных действий 1999 года поездки в Ялхорой жителей Чеченской Республики приостановились надолго: в «нулевые» главным препятствием служила минная опасность.
— Сейчас, насколько известно, вы приступаете к реализации нового проекта строительства дороги в высокогорье?
— Да, действительно, в первых числах сентября наша техника поднимется к Галанчожскому озеру и оттуда мы начнем пробивать дорогу на Аьккхи-Мохк. Это земли общества Аьккхи, тоже огромная территория, тоже граничит с Ингушетией. До депортации в эти места добирались пешком или на конях. Волей Аллаха пробитая нами дорога «откроет» эти места, обезлюдевшие 74 года назад, сделает их доступными и обитаемыми.
— Дальнейших вам успехов!
Вопросы задавала
Зарихан Зубайраева