Search
Close this search box.

Историческая, научно-познавательная и культурно-просветительская газета Чеченской Республики

ЕВГЕНИЙ ВАХТАНГОВ СВОИ ПЕРВЫЕ СПЕКТАКЛИ СТАВИЛ В ГРОЗНОМ

Ученик Константина Станиславского, актёр, театральный деятель – кто не наслышан о Евгении Вахтангове (1883-1922 гг.), чье имя носит прославленный московский театр? Но мало кто знает, что Евгений Богратионович, уроженец Владикавказа, ставил спектакли в Грозном. В начале века это были творческие поездки, а 1910-м он был приглашен на постоянную работу грозненской Городской Думой. Постановки Вахтангова пользовались здесь неизменным успехом.

Евгений Вахтангов родился во Владикавказе в богатой русско-армянской семье. Не менее тесно связан он и с Грозным. Именно здесь 15 августа 1904 года в здании Общественного собрания города Грозного прошла «на ура»его первая постановка — премьера пьесы «Праздник мира» или «Больные люди».

Связи Вахтангова с Грозным не прекращались. В 1908–1909 годах грозненцы уже смотрели хорошо поставленные пьесы зрелого актёра и режиссёра Вахтангова. Именно он, пожалуй, впервые познакомил грозненцев с замечательной пьесой А.П. Чехова «Дядя Ваня».

«Популярность Вахтангова как опытного, влюблённого в театр человека, – пишут советские исследователи, – настолько возрастает, что в сезон 1910 года Городская дума решает вопрос о приглашении Вахтангова режиссёром в Грозный, так как постоянной труппы в городе не было».

На сайте театра имени Евгения Вахтангова (Москва) в биографии великого режиссера «грозненский» период отмечается одной строкой:

«Лето 1910 года Вахтангов снова проводит во Владикавказе, вместе с женой и маленьким сыном Сережей. Евгений Богратионович ставит здесь оперетту местного автора М. Попова, которая шла с успехом во Владикавказе и Грозном».

Более детально пишет об этом в своей книге «Город Грозный: страницы истории» Народный писатель ЧР Адиз Кусаев:

«Имя Евгения Багратионовича Вахтангова стоит в одном ряду с именами таких прославленных мастеров сцены, как К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, В.Е.Мейерхольд. Его творческая программа, его генеральная линия, его манифест укладывался в короткую, но очень емкую формулу: «С художника спросится!» Создатель ярких ролей во многих спектаклях, сам осуществивший такие постановки, как «Потоп», «Свадьба», «Праздник мира», «Принцесса Турандот» и другие, он оставил глубокий след в истории отечественного театра, положил начало новому, революционному течению в искусстве.

Но, видимо, сегодня редко кому известно, что первую в своей жизни постановку Е.Б.Вахтангов осуществил в Грозном, потому что власти гор.Владикавказа не разрешили ему там показывать свои спектакли.

Случилось это так. Летом 1904 года студент Московского университета Евгений Вахтангов приезжает во Владикавказ, город, где он родился и где прошло его детство. Его не оставляет мысль попробовать себя в многоактном спектакле. Все лето любительский драматический кружок под его руководством репетирует пьесу Гаупмана «Праздник мира». Премьера состоялась в Грозном, куда по приглашению выехала театральная труппа Владикавказского студенческого землячества. На круглой рекламной тумбе Дундуковской улицы (ныне проспект Революции) появилась афиша: «Больные люди» или «Праздник мира». Сочинение г-на Гауптмана. Спектакль имеет быть в театре городского Общественного собрания. Режиссер Е. Вахтангов».

Этот спектакль, в котором поднимаются социальные проблемы духовного распада буржуазной семьи, был первой крупной режиссерской работой Е. Вахтангова. В ней начинался Вахтангов — искатель, экспериментатор. Премьера состоялась 15 августа 1904 года, в роли Вильгельма выступил сам Евгений Багратионович. Зрители, заполнившие зал Общественного собрания (ныне мэрия Грозного), восторженно приняли спектакль.

Лето 1910 года Вахтангов снова проводит во Владикавказе, вместе с женой и маленьким сыном Сережей. Евгений Богратионович ставит здесь оперетту местного автора М. Попова, которая шла с успехом во Владикавказе и Грозном.

В марте–июне 1910 года Вахтангов снова в Грозном руководит спектаклями грозненской любительской труппы и рабочего драматического кружка. В драматических кружках как в городе (завод «Молот»), так и на Старых промыслах участники драматических кружков часто ставили пьесы. Для того чтобы открыть двери театра для самых широких народных масс, Вахтангов установил в Грозном общедоступные цены на билеты: для рабочих и учащихся 25 копеек, а для промышленников и офицеров от 50 копеек до 5 рублей», — заключил Адиз Кусаев.

Ряд материалов, посвященных легенде русского театра Евгению Вахтангову посвятил Лема Гудаев, замминистра ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации. Как он отмечает, в 1910 г. великий режиссер, работая уже непосредственно в Грозном, руководит любительской труппой и рабочим драматическим кружком. Он впервые встретился с артистами-рабочими в марте 1910 года. К слову, среди членов его кружка были и большевики. Материалы об этом опубликованы в 1960-е годы молодыми исследователями Л. Н. Зубковым и В. А. Кан-Каликом.

Газета «Грозненский рабочий» писала в июле 1982 года: «В 1913 году состоялись в Грозном гастроли популярных в начале ХХ века артистов немого кино В.Холодной и В.Максимова. Вместе с ними в наш город – уже в который раз! – приезжал и Е.Б.Вахтангов, написавший сценарий их представления. Он и сам участвовал в нем с рассказом об истории немого кино. Каждый раз, приезжая в наш город, Е.Б.Вахтангов со своими артистами проживал в гостинице «Франция» на улице Дундуковской».

Евгений Вахтангов умер в 1922 г. в 37 лет. В 1926-м Вахтанговская студия получила статус государственного театра имени своего основателя.

 

Рита Хаджиева