Исследовательская группа археологов из научной организации «Археоцентр», Астраханский краеведческий музей-заповедник и Астраханское отделение Русского географического общества ведут раскопки древнего городища в Астраханской области. Город датируют VIII–X веками — временем, когда здесь располагались поселения одного из самых загадочных народов Средневековья — хазар. Учёные считают: эта находка может стать выдающимся археологическим открытием.
Город под ногами
Я стою на плоской вершине невысокого степного холма, палево-пыльного, покрытого мелкой сетью трещин — следов жаркого и сухого лета. Один за другим налетают порывы тёплого ветра. Излучина речки Болда — одного из бесчисленных водотоков центральной части дельты Волги — видна совсем рядом, отмеченная полосой луговой зелени и старыми вётлами, что растут у самой воды. За речкой — село Семибугры, давшее своё имя новому археологическому открытию и новой исторической загадке.
Под этим холмом и у его подножия лежит ещё неизвестный науке город VIII–X веков, принадлежавший одному из самых загадочных народов Средневековья — хазарам. Это новая находка астраханских археологов, и здесь прошёл пока лишь один, самый первый сезон раскопок. Он не вскрыл ещё ни золотых кладов, ни крепостных стен. Но он принёс находки, которые, безусловно, создают невероятно интересную интригу, в которой только предстоит разобраться.
«С хазарским материалом здесь на Волге мы сталкиваемся крайне редко, — рассказывает археолог Дамир Соловьёв, руководитель секции «Археология» Астраханского отделения РГО, — хотя они здесь должны быть исторически, но археологически мы их здесь не обнаруживали, за исключением нескольких десятков погребений, известных за весь период исследования. А здесь, на этом памятнике, мы уже видим: массово представлены материалы. Площадь памятника — 150 гектаров, достаточно большая — сравнимая с крупными столичными городами Средневековья. Целый ряд важных признаков указывает: это хазарский каганат. Это просто для нас — как бомба взорвалась, потому что мы поняли, с чем дело имеем. Это первый настоящий опорный хазарский памятник в дельте Волги, где представлен классический хазарский материал».
Хазарская загадка
О народе хазар мы все знаем со школьной скамьи — тех самых, «неразумных», которым «за буйный набег» отмстил пушкинский Вещий Олег. Цитируя заученные с детства стихи, мы понятия не имеем о таинственных хитросплетениях истории. А между тем хазары — это настоящий камень преткновения для нескольких поколений историков. Владения Хазарского каганата — средневековой империи, просуществовавшей с VII по X век, простирались от дельты Волги до Крыма, Днепра и Северного Кавказа. Хазары преуспевали и в войне, и в торговле, строили сторожевые крепости на границах, брали дань с народов, чьи земли они захватили. Византийский монах Феофан Исповедник записал в 810–815 годах: «Хазары, великий народ… овладели всей землёй вплоть до Понтийского моря». Но вот что удивительно: летописцы и путешественники немало писали о воинских успехах хазар, но источники не сохранили описаний этого народа, сведений о их быте и культуре, городах и обычаях. Мало того, у всех соседей хазар — греков, армян, персов, арабов, русских — в те времена существовала уже не просто письменность, а развитая литература. А от хазар остался лишь один таинственный документ, до сих пор вызывающий споры о его подлинности, — письмо хазарского царя Иосифа в Испанию к сановнику халифа Хасдаи ибн Шафруту, написанное в Х веке. Там описаны хазарские города, богатая столица Итиль, лежащая на берегу Волги, торговля, обычаи царского двора. Письмо написано на древнееврейском языке, поскольку правящая верхушка Хазарского каганата исповедовала иудаизм. А как же быть с самим языком хазар? Была ли у них собственная письменность?
Учёные начали поиски остатков материальной культуры хазар в 20–30-х годах ХХ века. Историк и археолог Михаил Артамонов провёл раскопки пограничной хазарской крепости Саркел на левом берегу реки Дон и обнаружил в ней предметы, сделанные руками самых разных народов — современников хазар: гузов, алан, волжских булгар, печенегов, то есть тех, кто служил у воинственных завоевателей. А вот что же осталось от самих хазар? Где же искать не воинские гарнизоны, а жилища мирных хазарских семей, где лежала их столица Итиль, с зелёными садами, богатыми купеческими лавками, мастерскими ремесленников, царскими покоями? После раскопок руины Саркела поглотило Цымлянское водохранилище, а загадка осталась.
«Кто такие хазары и что такое Хазария — никто толком не знал, потому что, в отличие от прочих народов, имевших предков и потомков, у хазар ни тех, ни других не было обнаружено. Больше того, народность, в течение почти целого тысячелетия обитавшая в такой хорошо изученной местности, как междуречье Волги, Дона и Терека, где, согласно всем летописным источникам, помещался Хазарский каганат, почему-то не оставила после себя никаких археологических памятников. Хазары, как и все прочие люди, ели и пили и, конечно, били посуду, а где же черепки — материал, всегда являющийся первой находкой археологов?» — написал историк и археолог Лев Гумилёв, один из исследователей хазарской загадки.
Какую посуду били хазары
На городище Семибугры археологов привели заметки Льва Гумилёва, написавшего в экспедиционном отчёте, что «у села Семибугры обнаружена разнообразная керамика; серая лощёная; чёрная с лощением, прочерченным решёткой; красная с бороздчатым орнаментом и лепная, чёрная в изломе с красным обжигом. Количество находок превышает все ранее обследованные места».
Глубокий археологический шурф на Семибугорском городище зияет правильным прямоугольником. Этим летом археологи добрались до культурного слоя неведомого поселения. И первое, что показало ценность находки, — широкий слой керамических черепков, достигающий 30 см толщины, а вслед за ним — ещё один. Это значит, что люди жили на этом месте не менее 200 лет.
Дамир Соловьёв: «Слой черепков достигал 30 см. Это чистая керамика, без примеси каких-то грунтов. Потом — пустая прослойка, за ней — ещё один такой же слой, меньшей мощности — около 15–20 см, но тоже состоящий из такой же керамики. Стало понятно, что здесь было два этапа заселения. Керамика очень хорошо атрибутируется салтово-маяцким периодом, а это значит — Хазарский каганат. Шлаки и гончарный брак, которые найдены здесь, говорят о массовом производстве керамики. Объём материала колоссальный. Стало понятно, что это не маленькая деревушка тут располагалась».
Для любых исследований всегда важна отправная точка, ключевой признак. В археологии ключевым признаком той или иной древней культуры очень часто выступает керамика — её форма, качество, способ обжига, орнаменты — признаков достаточно много. Древние мастера перенимали друг у друга способы изготовления посуды — той, которая лучше всего шла в обиход в той или иной местности или государстве. На всей огромной территории Хазарского каганата, в слоях, относящихся ко всему периоду его становления, расцвета и упадка, находят именно эти звонкие черепки — керамику так называемого салтово-маяцкого периода. У хазар в хозяйстве были добротные горшки и пузатые кувшины с узкими горлышками, удобные и достаточно дорогие. У этой посуды был сложный процесс изготовления и обжиг в бескислородной среде.
Черепки лепной керамики с горизонтальным линейным, линейно-волнистым орнаментом, а также круговой столовой посуды, покрытой лощением, найденные на городище Семибугры, находят аналогии во всех известных материалах салтово-маяцкой культуры и на городищах хазарского времени VIII–X веков, исследованных в Дагестане. Мало того, среди черепков обнаружились и другие артефакты — пока немногочисленные, но очень важные. Это серебряный дирхем Арабского халифата, отчеканенный в VIII веке в Тунисе — одной из арабских провинций того времени. Монета хорошей сохранности. С ней учёные получили нижнюю дату археологического материала — конец VIII века. Такие дирхемы были в то время «ходячей монетой» у купцов всех национальностей — своего рода твёрдой валютой VIII–X веков. Среди черепков нашлись и металлические изделия — пластины с «тамгами», сходными по виду со знаками Рюриковичей, и поясная пряжка — изделия явно славянского происхождения времён князя Святослава.
И вот что особенно важно — на городище Семибугры были найдены фрагменты кирпичей. Это, безусловно, говорит о стационарном строительстве. В Хазарском каганате так строить имел право только каган — это была царская монополия. Значит, найденный город — не просто рядовое поселение. Одной из интереснейших интриг хазарской археологии были и остаются поиски столицы каганата — города Итиль. На эту роль есть уже несколько претендентов.
Где ты, Итиль?
Лев Гумилёв был не просто историком и археологом. Ход его мыслей, характер его поисков, приключения в экспедициях, описанные в его книгах и статьях, частенько заставляют вспомнить достославного Индиану Джонса. В 1959–1961 годах в поисках главных хазарских городов — Итиля и Семендера он проехал сотни километров от Калмыкии и Дагестана до Северного Казахстана. На берегу реки Терек он нашёл хазарское городище, которое, по его предположению, могло быть именно Семендером. А вот таинственный Итиль никак не давался учёному. Да не только Итиль — на Волге вообще не удавалось найти никаких следов хазарских поселений.
«Согласно описаниям арабских и персидских географов и письму царя Иосифа, Итиль был большим городом, располагавшимся на длинном, узком острове и обоих берегах Волги, — пишет Лев Гумилёв. — С правым берегом остров был соединён мостом, а на левый нужно было переправляться на лодке … Все подчеркивают, что город был обширным и многолюдным, хотя кирпичных зданий, за исключением ханского дворца, не было. Указано, что в городе было много деревьев, а стену, окружавшую город, сравнивали даже со стеной Ургенча. С одной стороны, количество признаков и авторитетных свидетельств как будто вполне достаточно, но с другой — непонятно, как мог такой памятник остаться незамеченным, когда даже остатки деревень не могут укрыться от острого глаза археолога».
Несмотря на все усилия, Гумилёв так и не нашёл легендарный город. Но ему удалось сделать другое важнейшее открытие. Его предшественники не могли найти на Волге хазарских памятников, потому что не там искали. Правильный путь поисков подсказали сведения, полученные от геологов, анализ динамики уровня Каспийского моря и им же самим проведённые подводные раскопки Дербентской стены. Они показали, что в VIII–Х веках уровень Каспия был минус 32 метра. То есть огромная площадь дельты Волги в то время была сушей. И Гумилёв начал планомерно искать хазарские памятники не севернее, а южнее Астрахани, в дельте, особенно внимательно обследуя так называемые бэровские бугры — естественные глинистые холмы.
И он нашёл! У маленькой деревушки, приютившейся на склоне бугра Степана Разина, Гумилёв заметил, что из глинистого обрыва торчат остатки человеческих костей, и немедленно начал расчистку. Через некоторое время все увидели скелет мужчины, лежавший на спине. У правого бедра был небольшой железный нож, на месте левого уха серьга — бронзовое колечко, а в изголовье великолепный сосуд с рифлением и лощением. Это стало ключевым открытием — первый хазарский памятник найден! Вслед за ним последовали ещё несколько находок. Гумилёв дал своим последователям нить поиска, очертил область, где нужно искать. Капризный Каспий позволил хазарской цивилизации вырасти и расцвести там, где сегодня лежат лишь ильмени и протоки, а спустя несколько веков, неуклонно наступая, похоронил её.
«На 12 метров поднялся уровень Каспия — до абсолютной отметки минус 20 метров. Дельта частью была залита, а частью превратилась в непроходимые камышовые джунгли. Под водой оказались почти все те земли, на которых располагались хазарские сёла и нивы. Да и севернее в пойме Волги возросшие весенние паводки уничтожили всякие следы хазарских поселений. Хазарию постигла судьба легендарной Атлантиды. Народ её, лишённый родины, рассеялся в этническом конгломерате Золотой Орды», — написал Лев Гумилёв.
Загадка Самосделки
Долгое время считалось, что Итиль, как Атлантида, скрыта водами Каспийского моря. Но в 1990 году рекогносцировочные исследования под руководством астраханского историка и археолога Сергея Котенькова на городище Самосделка в Камызякском районе Астраханской области принесли интереснейшие сведения. Раскопки показали, что в культурных слоях Самосделки содержатся остатки сразу трёх городов, последовательно сменявших друг друга, — предположительно, хазарского (IX–X вв.), предмонгольского времени (XI–XII вв.) и золотоордынского (XIII–XIV вв.). Масштабные раскопки начались лишь спустя 10 лет — в 2000 году. И прессу взорвала сенсация — найдена хазарская столица Итиль, над ней лежит средневековый город Саксин народа гузов, а ещё выше — золотоордынский город с ещё неизвестным названием.
Многое говорило за то, что эта догадка верна: и расположение в дельте, похожее на древнее описание Итиля, и наличие кирпичной крепости — оплота царской власти, и остатки юртообразных жилищ, напоминающих хазарские из известных находок, и радиоуглеродный анализ, дающий нужную датировку VIII–IX веками. Однако споры о том, является ли Самосдельское городище Итилем, до сих пор не окончены. Почему?
Сергей Котеньков, археолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, действительный член РГО: «Это был первый поселенческий объект в дельте Волги, содержащий артефакты — гончарную и лепную посуду дозолотоордынского периода в огромном количестве. И мы решили, что это городище может быть местоположением столицы Хазарского каганата — города Итиль. Но в 1992 году на городище работала Северо-Кавказская археологическая экспедиция под руководством Е.И. Савченко, результаты которой «остудили» наш пыл: обнаруженная нами керамика относилась к более позднему времени (IX–XII века). Собственно «хазарская» — салтово-маянская керамика на городище так и не выделена».
Дамир Соловьёв: «Раньше интерпретировали Самосделку как возможный претендент на столицу — Итиль. Но там в нижних слоях городища представлена керамика общетюркского кочевого типа, которая присуща в том числе и хазарам. Это повело неверной дорожкой интерпретации. Но это не отменяет загадки — кто основал тот город».
На земле будущих сенсаций
И вот мы стоим на степной земле в излучине реки у деревни Семибугры. Под нами — ещё не раскопанный древний хазарский город. Чуть выше, на вершине бэровского бугра, уже вскрыты и исследованы несколько могил. Это не сановники и не знать — это обычные жители-труженики: мужчины, женщины, дети. Под холмом таится огромный древний некрополь. Здесь, в плодородной некогда долине жили люди, трудились, пасли скот, ловили рыбу, торговали, рождались и умирали. Был ли этот город легендарной столицей хазарской империи? Сенсации ещё нет. Но ведь сенсации — это не для исследователей. Им важнее другое.
Дамир Соловьёв: «В этом году мы нашли лишь верхние части сооружений. Там лежат горелые балки, прослеживается какая-то первая геометрия жилищ. Но всё это — задача раскопок следующего года. Мы нашли здесь нечто большее, чем Итиль, — мы здесь обнаружили те самые «сёла и нивы» хазар, лежащие на Волге, ядро их волжских поселений, их родной дом, который так долго не могли найти наши предшественники. Итиль — это всего лишь одна из его составных частей. И даже если мы сейчас не на нём стоим — рано или поздно мы на него выйдем».
Екатерина Головина