Search
Close this search box.

Историческая, научно-познавательная и культурно-просветительская газета Чеченской Республики

МАЛИК ТИМИРБУЛАТОВ: КОРОТКОМЕТРАЖНЫЕ ФИЛЬМЫ – ЭТО РЕЖИССЕРСКАЯ ШКОЛА ПЛЮС ОПЫТ

В 20 лет он снял свой первый фильм (2015). И уже через год его короткометражная психологическая драма «Обрыв» вызвала заинтересованные отклики и спектр оценок (от умеренных до высоких) российских кинокритиков. Тогда же, в 2016-м, фильм прошел отбор на Каннский кинофестиваль; в дальнейшем фестивальная жизнь «Обрыва» продлевалась неоднократно. Потом был «Предел страха» (2019) – тоже низкобюджетный «короткий метр» и мрачный сюжет, который держит зрителя в напряжении вплоть до конца фильма. Минувшей же осенью Малик сменил жанр, начав работу над полнометражной мелодрамой с романтическим названием «Ночь грез», чьи съемки в Стамбуле прерваны в ожидании финансирования.

Между тем, уже после выхода «Обрыва» российские кинокритики, отметив в своих рецензиях «минусы» и «плюсы» фильма, причислили Малика Тимирбулатова к когорте кинорежиссеров, которые могут делать качественное кино.

КОГДА РЕЖИССЕР — «ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР»

Как известно, чаще всего дебют в кинорежиссуре создается в стенах творческой мастерской кинематографического вуза или киношколы под бдительным оком мастера. Другой вариант – «авторское кино», когда режиссер – он и продюсер, оператор, а то и сценарист, монтажер… При том, что бюджет нулевой, а состав актерский – «безгонорарный», то есть из ближайшего к автору круга друзей и знакомых. На такой «импровизационной» основе, имея опыт оператора-постановщика и монтажера киностудии «Чеченфильм», Малик Тимирбулатов преодолел первую ступеньку в мир кино.

Играли в картине непрофессиональные актеры. Но не только. Помог случай. В одном из рекламных роликов «Чеченфильма» снимался Дагун Омаев –  знаменитый с 1960-х чеченский актер театра и кино, Заслуженный артист РСФСР. В ходе общения Малик предложил ему роль в своем кинопроекте.

Малик Тимирбулатов отметил в беседе с «ГР»:

— Сценарий фильма «Обрыв» я написал в соавторстве с моим другом Исой Абаевым. Изначально планировалось отдать главную роль Дагуну Омаеву. На роль матери Дагун предложил коллегу по театральной сцене Зулейхан Багалову. Но позднее из-за проблем со здоровьем Дагун Ибрагимович отказался от такого объема работы, после чего сценарий был несколько раз переписан. В итоге сняли короткометражный фильм, в котором Дагун Омаев исполнил роль доктора.

В центре сюжета — молодой человек, больной раком мозга на последней – терминальной — стадии. Случайно он узнает, что жить ему осталось считанные дни. Точнее, доживать в семейном кругу, рядом с сестрой и матерью. Не выдержав страданий родных, Адам уходит из дома в горы, надеясь перед смертью увидеть родной дом отца. Весь фильм закадровый голос передает философские мысли героя о прошлом, которое миновало, о том, что будущее не наступит, о смысле жизни.

Тяжелая тема. Интересно, чем она привлекла 20-летнего режиссера?

— Да, тема действительно тяжелая. Не могу сказать, что мной двигало, может быть, сейчас я снял бы фильм на другую тему. Думаю, тогда на меня повлияла собственная история — мне тоже пришлось полежать на койке и осознать, что отныне закрываются двери в тот мир, в который я так хотел попасть. Имею в виду мир профессионального спорта. Я получил серьезную травму – перелом кисти руки, из-за которой мне пришлось оставить спорт. Это было тяжело для начинающего спортсмена, у которого был хороший старт в дзюдо. Пришлось думать о том, что делать дальше. Мне всегда нравилось работать с видеокамерой, и я остановился на режиссуре кино. При наличии всех возможностей, я снял бы фильм о мире спорта. Но взял за основу драматическую историю философского осмысления жизни молодым человеком, который знает, что он обречен.

Первой фильм увидела фокус-группа. После просмотра ее участники решили отправить фильм на Каннский кинофестиваль. Через несколько месяцев мне сообщили, что фильм «Обрыв» прошел отбор и принят в конкурсную программу. Главных членов съемочной группы пригласили в Канны для дальнейшего участия в фестивале, но поездка оказалась проблематичной в силу ряда причин. Представить свой фильм в Каннах у меня не получилось, призовых мест «Обрыв» не занял, но радовал тот факт, что мой первый фильм прошел отбор на престижнейший международный кинофестиваль, попал в поле зрения кинокритиков, имел хорошие отзывы.

На этом фестивальная жизнь картины не закончилась — после Каннского показы фильма состоялись на других международных кинофорумах. Великобритания, Италия, Дания, Азербайджан – в этих и во многих других странах фильм достойно представлял нашу республику, что говорит о конкурентноспособности чеченского кино.

И еще: если бы тогда удалось картину, как следует, «раскрутить», уверен, у нее была бы более удачная фестивальная судьба. Как бы то ни было, фильм нашел своего зрителя и занял какое-то свое место в мире кино. Думаю, это очень важно, — заключил он.

Руслан Магомадов, кинорежиссер:

  • Малик Тимирбулатов в 2012 году участвовал в подготовительном периоде моего художественного фильма «Февраль». Тогда он только начинал делать свои первые шаги в «большом кино», выполняя обязанности оператора кастинга.  Сегодня Малик —  перспективный молодой режиссер, снявший два короткометражных фильма – «Обрыв», «Предел страха», и практически закончивший свой первый полнометражный фильм –«Ночь грез». Его киноленты поднимают глубокие жизненные вопросы, ставя зрителя на место главного героя и давая ему возможность погрузиться в мир режиссера и осознать себя в нем. Темы его фильмов искренние и трогают зрителей до глубины души, вызывая соучастие и духовный катарсис.

Я уверен, что Малик — это человек, который глубоко интересуется и пытается понять искусство кино, его воздействие на зрителя, механизмы привлечения и удержания внимания аудитории. Ему интересно в полной мере постичь драматургическую структуру фильма, конфликт, замысел. Все его ленты довольно сложны как с творческой стороны, так и с организационной. Но, несмотря на это, ему всегда удается сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, увлечь людей своим замыслом и заразить своей одержимостью. Его фильмы снимаются в сложных погодных условиях. Съемочная группа, терпеливо переживая экстремальные обстоятельства, помогала молодому режиссеру воплотить свою идею.

За время творческого пути он проявил себя как устремленный, упорный и талантливый режиссер. Как лидер умеет всегда увлечь людей и подчинить общей задаче.

Главная цель художественного кино — изучение и понимание человека, главного героя, и через его драматическую ситуацию доведение до зрителя своего авторского замысла. И этот замысел всегда связан с драматической ситуацией автора фильма. Жизнь Малика насыщена множеством незаурядных, а порой и трагических событий, что, несомненно, поможет ему реализоваться в качестве режиссера и прославить чеченскую культуру, историю посредством кино, — заключил кинорежиссер Руслан Магомадов.

 

 «В ОБЩЕМ И ЦЕЛОМ КАРТИНА ПОЛУЧИЛАСЬ ВЕЛИКОЛЕПНАЯ»

 

На сайте kinopoisk.ru представлены рецензии на фильм «Обрыв». Предлагаем вниманию читателей часть из них (с сокращениями):

dmitriyt323

13 августа 2016

«Обрыв» — это фильм-рассуждение. В нем поднимаются больные для многих вопросы о неизлечимых болезнях. О происходящем рассказывает закадровый голос главного героя. Первое что бросается в глаза при просмотре — это потрясающе красивая картинка. Создатели фильма прошли по сложному пути, пытаясь описать происходящее не только при помощи слов и набора сцен, но и используя множество художественно-изобразительных средств, позволяющих воспринимать фильм как действительно цельное произведение.

Визуальный ряд. Я люблю, когда в фильме присутствует стильный визуальный ряд, выполненный в определенной цветовой гамме. Когда же данный прием, как в «Обрыве», используется не только для того, чтобы порадовать глаз зрителя, это приятно вдвойне. Фильм четко разделен на две части, первая из которых выполнена в желтоватом, теплом, но одновременно отталкивающем цвете, и вторая, контрастирующая чистым белоснежным и серым цветами.

Сюжет. Часть первая. Отчаяние. В первой части фильма нас вводят в курс дела. Главный герой рассказывает, о своей болезни, отношении к ней его семьи. Эта половина пронизана отчаянием и безысходностью. От вроде бы простого повествования, которое еще больше сближает героев и зрителя, встает ком в горле. Отличная работа актеров по большей части проявляется в этой части, их игре не перестаешь верить ни на секунду.

Сюжет. Часть вторая. Смирение. Переход ко второй части происходит молниеносно. Атмосфера тут подчеркивается снежными белыми пейзажами, обозначающими такую добродетель как смирение. И хотя я частично не был согласен с высказываниями героя в этой части, но идеи были преподнесены так четко и открыто, что не зауважать точку зрения автора было просто невозможно. Потрясающая концовка, которая поднимает еще один вопрос — желание человека оставить что-то после себя, не оставит никого равнодушным.

Итог. «Обрыв» — это красивая, душевная, глубокая кинокартина, которая достойно представляет родину на международных кинофестивалях. Создателям же фильма, съемочной группе, и режиссеру в частности, хочется пожелать творческих успехов, продолжать развиваться и заниматься тем, что у них действительно хорошо получается — снимать качественное кино.

ars-projdakov

16 августа 2016

Итог. «Обрыв» — неидеальная, но хорошая дебютная работа режиссера Малика Тимирбулатова, которая, с одной стороны, пропитана излишним драматизмом, но, с другой, несет в себе глубокий смысл о том, как важно ценить свою жизнь, поскольку мы можем не успеть сделать что-то, сказать важное близким нам людям. Поэтому рекомендую к просмотру.

LazyManager

15 августа 2016

Я часто повторяюсь в своих рецензиях о том, что самое важное в кинопроизведениях- эмоции и развлечение, предоставляемые зрителю. В данном случае меня просто захлестнули различные эмоции, а это значит, что Малик Тимирбулатов справился с поставленными перед собой задачами. Интерес в том, что, слушая закадровый голос и вникая в историю, по сути, перестаешь видеть картинки на экране, а погружаешься в собственные мысли, рассуждения, воображение.

Актеры. Произведение представляет собой «игру одного актера», сопровождаемую закадровым голосом. Все эмоции, которые исходили от протагониста картины были настолько исключительны, что каждой мимике лица, каждому слову веришь. Отличная актерская работа!

Обязан также отметить великолепный и полностью соответствующий истории визуальный ряд. Для короткометражного кино смотрится идеально.

В общем и целом, картина получилась великолепная. Качество исполнения «Обрыв» ставит определенную планку для преодоления другим молодым авторам! Советую подойти к просмотру осознанно и не полениться размышлять о происходящем на экране… В данной нише короткометражных произведений моя оценка сему творению.

 ОТ  «ОБРЫВА» ДО «НОЧИ ГРЕЗ»

Малик Тимирбулатов в беседе с «ГР»: 

— В поисках инвестиций для полнометражного фильма команда столкнулась с тем, что «Обрыв» как авторское кино фестивального формата не очень привлекало инвесторов. И было принято решение снять еще один короткометражный фильм, чтобы показать самим себе и потенциальным инвесторам что студия способна осилить и мейнстримный продукт.

В сентябре 2016 года началась работа над короткометражным фильмом «Предел страха». Проект оказался настолько сложным для свей команды, что съемки длились на протяжении двух зим. Мы проводили по 12 часов почти без перерыва на съемочной площадке в заснеженных горах в снегу по колено.

Специально для этого фильма была построена хижина в высоко горах Веденского района. На протяжении двух зим я был полностью погружен в работу, в свой материал и в тот киноязык, на котором хотел разговаривать с будущим зрителем. Иногда оставался сутками в хижине, чтобы максимально прочувствовать на себе то, что будет происходить с героем моего фильма.

Фильм оказался сложным не только в производственном плане, но и финансовом, и это привело к тому, что финальную версию завершили только в марте 2020 года.

— Видимо, короткометражка – это только старт в кино?

— Короткометражные фильмы широкие массы все равно не считают полноценным кино. Они имеют короткую историю, даже если их снимают крутые режиссёры. В эпоху Ютюба такие ленты находятся где-то на унизительных позициях с минимальным числом просмотров — их не тиражируют и не распространяют особо. Для меня же короткометражные фильмы — это школа и опыт. И «перевалочный пункт» в большое кино.

Да и сложно снимать «короткий метр». Небольшой временной отрезок, а вместить надо все и сразу. В итоге многое приходится оставлять «за бортом». Кроме того, короткометражные фильмы ты можешь снимать, когда тебе 17-25, а после как подбираешься к 30-ти всё-таки нужно уже более серьёзные цели намечать. Да, мне уже 25, и, думаю, у меня достаточно опыта в короткометражном кино, пора уже пробовать силы «в полном метре».

— Имеете в виду свой новый проект?

— В начале 2019 года я начал работу над картиной «Ночь грез». Первоначально фильм задумывался как короткометражный для того, чтобы предложить сценарий фильма другим студиям и актером. Сюжет разворачивается в новогоднюю ночь в городе Стамбул. Случайное знакомство двух молодых людей переплетает судьбы героев драматическими событиями их прошлого и настоящего. И теперь им предстоит пойти против сложившихся жизненных реалий прежде, чем предрассветный авиарейс неизбежно их разлучит.

В Стамбуле из-за ограниченного бюджета для съемки новогодней драмы у нас было всего лишь 12 дней на все — на поиск локации, получение разрешения на съемку и на сам съемочный процесс. Особенно затрудняло то, что нам приходилось неделями ждать разрешения на проведение съемки в определенных местах, а иногда и вовсе отказывали. И поэтому иногда приходилось снимать в обход каких-то правил.

Съемки затормозились из-за отсутствия финансирования. Это первый фильм можно сделать со смешным бюджетом, когда с готовностью отзываются коллеги, друзья, знакомые. Вторая картина «забесплатно» — это уже сложно. А к третьему фильму, тем более, если речь идет о полном метре, без денег не подступишься. В январе 2020 я отправил заявку в Фонд кино на получение госбюджета. Посмотрим, что получится.

— Какие еще планы на будущее?

— Вспоминая, с чего я начал и к чему пришел, возможно, я сделал бы акцент, так сказать, на местной специфике. Да, я тяготею к национальному кино, мне интересно отразить национально-культурную идентичность чеченского народа, ее фундаментальные ценности. Надеюсь раскрыть эту тему в одном из своих следующих фильмов.

— Желаю успехов!

 

Зарина Висаева

На снимке: Малик Тимирбулатов на съемках фильма «Обрыв»