Search
Close this search box.

Историческая, научно-познавательная и культурно-просветительская газета Чеченской Республики

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС ОТ 24 НОЯБРЯ 1956 г.: «ВЫСЕЛЕНИЕ ЦЕЛЫХ НАРОДОВ НЕ ВЫЗЫВАЛОСЬ НЕОБХОДИМОСТЬЮ…»

Чечено-Ингушетия была ликвидирована в 1944 году после депортации ее жителей. А спустя 13 лет — в тот январский день 1957 года — вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области. 11 февраля 1957 г. был принят Закон СССР  «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальных автономий балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов». 26 апреля 1991 года — Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». 

1945 год принес репрессированным народам, находящимся вдали от своей малой родины, не только радость победы над фашизмом, но и надежду, что теперь им разрешат вернуться домой. Но шли годы, и ничего не менялось. Кончина Сталина, арест Берии, который являлся одним из инициаторов выселения чеченцев, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года «Об амнистии» — все эти события опять вселили в людей надежду что очень скоро они вернутся к родным очагам.

Но лишь ХХ съезд ЦК КПСС и знаменитый доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» стали судьбоносными для репрессированных народов. Н.С. Хрущев в своем выступлении подверг резкой критике политику сталинских репрессий. После того, как этот доклад стал достоянием общественности, репрессированные народы стали просить руководство страны принять меры по возвращению людей, незаконно подвергнутых тяготам и лишениям сталинского режима.

В первую очередь представители творческой чеченской интеллигенции, видные партийные работники стали поднимать проблемы, связанные с реабилитацией и безоговорочным возвращением народа домой, к себе на родину. Они обращались в ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР с настойчивыми просьбами восстановить Чечено-Ингушскую АССР в пределах границ 1944 года. Особую активность проявляли Дзияуддин Мальсагов, Халид Ошаев, Идрис Базоркин, Муслим Гайрбеков, Юнус Дешериев и многие другие. Не остались незамеченными и обращения в ООН и другие международные организации всемирно известного политолога Абдурахмана Авторханова и общественного деятеля Салаудина Гугаева, проживавшего в США.

9 июня 1956 года делегация из видных представителей чеченцев и ингушей в количестве 14 человек во главе с Юнусом Дешериевым, Идрисом Базоркиным и Аббасом Гайсумовым была принята членом ЦК КПСС Анастасом Микояном. В ходе этой беседы А. Микоян обещал поручить специально созданной группе изучить вопрос восстановления автономии чеченцев и ингушей.

Тогда у руководства страны еще не было твердого решения вернуть на историческую родину депортированные народы. Тем не менее, известные представители чеченцев и ингушей, преодолевая бюрократические барьеры доводили до руководства страны обоснованные требования вайнахов. И 24 ноября 1956 года было принято Постановление ЦК КПСС «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов. В этом историческом документе со ссылкой на решения ХХ съезда КПСС констатировалось, что «… массовое выселение целых народов не вызывалось необходимостью не диктовалось военными соображениями, а было одним из проявлений чуждого марксизму-ленинизму культа личности, грубым нарушением основных принципов национальной политики нашей партии.

Вспоминая события, связанные с восстановлением Чечено-Ингушской АССР, Василий Федорович Русин, занимавший ответственные посты в республике (до её упразднения и после её восстановления) и в Грозненской области, писал: «Во второй половине 1956 года в Грозный приехал инспектор ЦК КПСС Русаков с секретным заданием – изучить возможности восстановления республики на прежней территории или создать Чечено-Ингушскую автономию на другой территории, где-то в Казахстане.

Перед отъездом из Грозного…Русаков собрал всех членов бюро обкома партии и некоторых членов исполкома областного Совета депутатов трудящихся.

…На этом совещании московский посланец рассказал о цели своего приезда в Грозный, сообщил также, что в ЦК КПСС обсуждаются два варианта восстановления Чечено-Ингушской автономии: возвратить чеченцев и ингушей в родные места, тем самым восстановив автономную республику в прежних границах, или создать Чечено-Ингушскую автономию где-нибудь в Казахстане» [31].

Как свидетельствует автор интересных воспоминаний, на этом совещании подходы руководства Грозненской области к оценке предложенных представителем ЦК КПСС вариантов принципиально разошлись. Первый секретарь Грозненского обкома КПСС А. Яковлев выступил против возвращения чеченцев и ингушей на свои исконные земли, при этом, как отмечает В. Русин, заявил: «Надо им выделить территорию в другом месте, и пусть селятся там» [32].

Председатель Грозненского облисполкома Г. Е. Коваленко, наоборот, поддержал вариант возвращения вайнахских народов на свои родные земли. Свою речь он закончил следующими словами: «Для того чтобы восстановить справедливость, их надо возвратить в родные места» [33].

9 января вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области. Сроки восстановления были установлены длительные: 1957-1960 гг.

21 января 1957 года Оргкомитет ЧИАССР и бюро Чечено-Ингушского обкома КПСС обратились в Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Президиум Верховного Совета РСФСР с предложениями о новом административно-территориальном делении ЧИАССР, в результате чего было образовано 17 районов. Сокращение их численности (по сравнению с 1944 г.) произошло за счет укрупнения сельских районов. В частности, Советский район был создан в границах бывшего Шатоевского района ЧИАССР с присоединением к нему территории бывших Чеберлоевского, Шароевского и Итум-Калинского районов.

В первой декаде февраля 1957 года состоялось юридическое – государственно-правовое, точнее, конституционное оформление воссозданной национальной государственности.

21 февраля 1957 года Совет Министров РСФСР принял постановление «О мерах помощи Чечено-Ингушской АССР». В качестве первостепенной была поставлена задача (с учетом предложения Оргкомитета по ЧИАССР) переселить в 1957 году из Казахской ССР и Киргизской ССР 17 тысяч семей чеченцев и ингушей (с учетом прибывших до 1 января 1957 года).

Весной 1957 года на родину вернулись 140 тысяч человек, к концу года — около 200 тысяч человек. В 1959 году на родине проживало лишь не более 60% чеченцев и 50% ингушей. К 1970 году эта доля достигла, соответственно, 90% и 85%.

Однако, по свидетельствам очевидцев, создавая всяческие препоны возвращению бывших спецпоселенцев и затрудняя возвращение им прежнего жилья и земельных угодий, местные власти сознательно сеяли межэтническую рознь. Именно так было подготовлено восстание в Грозном 26-28 августа 1958 г., в результате которого был учинен погром обкома партии под лозунгом «За Сталина и Берия». Основное требование – новая депортация чеченцев и ингушей.

Несмотря на открытое сопротивление местных властей, незавершенность проблем, связанных с реабилитацией чеченского народа, процесс становления республики невозможно было остановить. Благодаря энтузиазму и упорству чеченцев и представителей других народов восстанавливались села, районы, открывались школы, музеи. Небывалыми темпами развивалась культура, образование и наука. За сравнительно короткое время Чечено-Ингушетия заняла достойное место среди республик.

26 апреля 1991 года законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» чеченцы и ингуши были реабилитированы.