Search
Close this search box.

Историческая, научно-познавательная и культурно-просветительская газета Чеченской Республики

НА РОДИНУ — НЕЛЕГАЛАМИ

9 января 1957-го вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области. Сроки были установлены длительные: 1957-1960 годы. В 1959-м на родине проживало не более 60% чеченцев и 50% ингушей. К 1970 году эта доля достигла, соответственно, 90% и 85%. Несмотря на открытое сопротивление местных властей, незавершенность проблем, связанных с реабилитацией чеченцев и ингушей, процесс становления республики было невозможно  остановить.

Уже 21 января 1957 года Оргкомитет ЧИАССР и бюро Чечено-Ингушского обкома КПСС обратились в Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Президиум Верховного Совета РСФСР с предложениями о новом административно-территориальном делении ЧИАССР, в результате чего было образовано 17 районов. Сокращение их численности (по сравнению с 1944 г.) произошло за счет укрупнения сельских районов. В частности, Советский район был создан в границах бывшего Шатоевского района ЧИАССР с присоединением к нему территории бывших Чеберлоевского, Шароевского и Итум-Калинского районов.

В первой декаде февраля 1957 года состоялось юридическое – государственно-правовое, точнее, конституционное оформление воссозданной национальной государственности.

21 февраля 1957 года Совет Министров РСФСР принял постановление «О мерах помощи Чечено-Ингушской АССР». В качестве первостепенной была поставлена задача (с учетом предложения Оргкомитета по ЧИАССР) переселить в 1957 году из Казахской ССР и Киргизской ССР 17 тысяч семей чеченцев и ингушей (с учетом прибывших до 1 января 1957 года).

Многие чеченцы на тот момент, не ожидая разрешения, сами нелегально возвращались в родную Чечню, где их дома уже были заняты переселенцами из других регионов. Что не могло не привести к росту напряженности в Грозненской области.

Хрущев понимал, что что-то делать с депортированными чеченцами и ингушами надо. Первоначально, планировались создать им новую автономию где-нибудь в Казахстане. Эту идею чеченцы и ингуши встретили отрицательно, заявив, что рано или поздно они все равно вернутся на Кавказ, где их предки жили веками.

В течение 1957 года чеченцы и ингуши с официального разрешения Кремля потоком устремились на родину. Однако, власти Грозненской области активно пытались помешать возвращению спецпоселенцев. Они почти ничего не делали для сносного размещения вернувшихся вайнахов. Более того, выставляли милицейские кордоны, не пропускавшие людей домой или требовавшие с них крупные взятки за пропуск.

Возвращенцы оказались в бедственном положении, не получая часто даже крыши над головой. Чеченцам приходилось либо сами строить себе новые дома, либо восстанавливать ветхие, заброшенные. Многие горные районы были запрещены для заселения чеченцами и ингушами.

Весной 1957 года на родину вернулись 140 тысяч человек, к концу года — около 200 тысяч человек. В 1959 году на родине проживало не более 60% чеченцев и 50% ингушей. К 1970 году эта доля достигла, соответственно, 90% и 85%.

Однако, по свидетельствам очевидцев, создавая всяческие препоны возвращению бывших спецпоселенцев и затрудняя возвращение им прежнего жилья и земельных угодий, местные власти сознательно сеяли межэтническую рознь. Именно так было подготовлено восстание в Грозном 26-28 августа 1958 г., в результате которого был учинен погром обкома партии под лозунгом «За Сталина и Берия». Основное требование – новая депортация чеченцев и ингушей.

По возвращении на историческую родину чеченцы и ингуши не смогли рассчитывать на полную социальную реабилитацию – в том или ином смысле представителей коренных национальностей продолжали ущемлять и ограничивать в правах. В школах ЧИАССР, в отличие от учебных заведений Дагестана, практически не велось преподавание родных языков. Союзные власти пытались вмешиваться в культуру и обычаи коренных народов, ограничить влияние религии. Закрывались или «перепрофилировались» под библиотеки, развлекательные учреждения мечети. Православные церкви при этом работали, баптистам и другим сектантам проповедовать тоже ничто не мешал. Кадровая политика была такова, что во главе республики мог находиться только русский. И все ключевые посты в ЧИАССР занимали исключительно представители не коренных национальностей.

Несмотря на незавершенность проблем, связанных с реабилитацией чеченского народа, процесс становления республики невозможно было остановить. Благодаря энтузиазму и упорству чеченцев и представителей других народов восстанавливались села, районы, открывались школы, музеи. Небывалыми темпами развивалась культура, образование и наука. За сравнительно короткое время Чечено-Ингушетия заняла достойное место среди республик СССР.