Search
Close this search box.

Историческая, научно-познавательная и культурно-просветительская газета Чеченской Республики

«НЕСЧАСТЬЕ ПРИДЕТ С МОРЯ»

С 31 октября по 12 ноября 2021 года в Глазго (Шотландия) пройдет конференция ООН по климату. Ее рассматривают как последний шанс предотвратить наиболее катастрофические и необратимые последствия повышения средней глобальной температуры воздуха. В преддверии конференции мировые СМИ цитируют нашумевший в 2019 году доклад австралийского аналитического центра The Breakthrough National Centre for Climate Restoration . Его авторы Дэвид Пратт и Иан Данлоп рисуют апокалиптическую картину. Уже к 2050 году, то есть через 30 лет, из-за глобального потепления треть Земли превратится в пустыню, миллиард человек покинут свои дома, мегаполисы и целые страны перестанут существовать, погода изменится до неузнаваемости и во многих регионах станет несовместимой с жизнью.

Конечно, «чаша сия» не минует и Россию, в том числе юг страны. Потепление климата несет в себе угрозу для многих экосистем нашей страны, для промышленности, экономики, жизни и здоровья людей – долгосрочные прогнозы весьма безрадостны.

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Все начали понимать, что ждет нашу планету в ближайшие десятилетия: жара, холод, наводнения, пожары и разрушения. Горизонт планирования — 2050 год: именно к этой дате подбивают свои прогнозы ученые.

Член-корреспондент РАН, завлабораторией глобальных проблем энергетики МЭИ, а ранее сотрудник Оксфордского, Боннского и других университетов, климатолог Владимир Клименко:

— Россия относится к числу тех стран, которые сильнее всего ощутят климатические изменения. Это связано с ее географическим положением и сложнейшей климатической системой. Несчастье России в том, что она «маргинальная» страна в широком смысле слова. Маргинальная — значит окраинная. Россия находится на окраине Евразии, северо-восточной периферии. Поэтому любые глобальные изменения у нас откликаются с двух- и трехкратным усилением. За последние 120 лет климат Земли в целом потеплел примерно на один градус. Климат Москвы, к примеру, за это же время потеплел почти на 3,5 градуса.

 — В целом количество осадков в мире увеличивается. Но увеличение это крайне неравномерно. В некоторых регионах дождей практически нет уже много лет. Эти земли становятся непригодными для жизни… Уровень океана повышается ежегодно на 3,3 мм. Это очень высокая скорость. Для сравнения: в XX веке она составляла 1,5 мм. К концу столетия уровень повысится не менее чем на 50–60 см. Это если говорить о среднеглобальных цифрах. Но, к примеру, есть регионы, где скорость поднятия в три раза превышает вышеупомянутые 3 мм. Это плохая новость. Особенно для бедных стран. Некоторые из них просто утонут. Например, Мальдивы, которые уже сейчас едва возвышаются над поверхностью воды, стремительно погружаясь в океан. В течение столетия мы потеряем этот райский уголок.

России тоже угрожает опасность. У нас 30 тыс. км побережья в Арктической зоне, где нет ни одной дамбы и никогда не будет из-за сурового климата и чрезвычайно редкого населения. В результате таяния льдов Северного Ледовитого океана, из-за эрозии берегов и повышения штормовой активности мы ежегодно теряем несколько сотен квадратных километров прибрежной территории. А вот Нидерланды, Северная Германия или Бельгия никогда не уйдут под воду. Это развитые страны, их побережья защищены дамбами, которые рассчитаны на многометровое повышение уровня океана.

По словам заведующего лабораторией физики климата и окружающей среды УрФУ, доктора физико-математических наук Вячеслава Захарова, собранные за несколько лет данные по изотопному составу воды, а также по количеству парниковых газов в атмосфере (прежде всего углекислого газа и метана) и замеры по таянию ледников с вечной мерзлотой наталкивают ученых на неутешительные выводы.

Исследования за полвека показывают: если нас и убьет глобальное потепление, то несчастье придет с моря. С Баренцева моря. 16 лет назад в водоеме резко стала расти температура воды. Помимо этого, серьезно уменьшился процент соли в воде. И это невероятно опасно.

Все дело в том, что во многом именно от Баренцева моря зависит экосистема Арктики. Если температура там поднимется, то возникнет так называемое «горячее пятно» Северного Ледовитого океана. Такие изменения принесут необратимые последствия. Многие северные живые организмы начнут вымирать.

Впрочем, если не море – то океан. По расчетам ученых, к концу XXI века температура мировых вод поднимется на восемь градусов. Из-за этого уровень океана за ближайшие сто лет может подняться на тридцать метров. Тот, кто живет в прибрежных городах, понимает, что такое пережить не смогут даже те, кто живет на верхних этажах многоквартирных домов.

А еще у нас банально может кончиться пресная вода. Оказывается, и это  напрямую зависит от потепления.

«То, какой процент населения будет испытывать в середине века нехватку воды, напрямую от этого зависит. Может быть 30 процентов – если три градуса. 5-10 процентов, если удержим полтора градуса. Катастрофа ли это? Для некоторых мест – да, они превратятся в пустыню», – рассказывал в интервью телеканалу «МИР 24» директор климатической программы Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин.

ЕВРОПУ ЗАТОПИТ?

«По данным мониторинга на различных международных станциях, температуры вечномерзлотного слоя в Арктике за 50 лет сильно изменились. Раньше было около минус 10 градусов, к 2015 году это уже около минус 5 градусов. Когда будет плюс 1 градус, мерзлотный грунт растает и все рухнет. Через пять лет невооруженным глазом мы разницы, наверное, еще не заметим, но через 50 лет будет уже катастрофа. Даже, возможно, быстрее, так как сейчас все процессы идут по нарастающей», — утверждает Захаров.

«В более отдаленном будущем, если ничего не делать, растает ледяной щит Гренландии и Антарктиды, тогда затопленной окажется значительная часть Европы. На Среднем Урале высота над уровнем океана в основном около 200 метров — мы останемся на суше. Но при этом будет такой климат, что жизни, такой какой мы её знаем в настоящее время, не останется совершенно точно», — продолжает коллега Захарова, кандидат физико-математических наук Константин Грибанов.

Доктор биологических наук, глава Института глобального климата РАН Анна Романовская заявила, что Крым больше остальных регионов России рискует столкнуться с негативными последствиями глобального потепления. Об этом сообщает РИА Новости.

Романовская отметила, что температуры в Крыму продолжают расти, осадки в дефиците, а опасные явления и почвенная засуха фиксируются все чаще. Следом за Крымом по уровню риска идет Ставропольский край, на третьем и четвертом местах — Курская и Воронежская области. Все эти регионы находятся в «красной» группе.

«Если ориентироваться на наблюдаемые сейчас тренды, то через 100 лет количество осадков здесь может уменьшится на 70 процентов. Получается, что в самых сельскохозяйственных регионах будет нарастать число и масштабы засух», — подчеркнула Романовская.

В «оранжевую» группу по уровню угрозы вошли Белгородская, Волгоградская, Ростовская, Тамбовская, Брянская, Рязанская, Орловская области, Краснодарский край, Калмыкия, Адыгея и Москва. Меньший риск ученые прогнозируют для Астраханской, Владимирской, Калужской, Костромской, Московской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской областей, Дагестана и Чечни.

Во всяком случае, если правдива теория замдиректора по науке Института криосферы Земли Сибирского отделения РАН Дмитрия Дроздова. По его словам, глобальное потепление продлится еще лет сто. И пострадают далеко не только южане. Из каждого утюга» в последние годы доносятся вести о таянии льдов на Северном полюсе. Ученый рассказал, что и это правда: таким городам, как Норильск, Новый Уренгой или Салехард придется несладко. Лучше начинать готовиться. Температура в ближайшие годы может приблизиться к нулю, а значит, подтаивать начнет вечная мерзлота. Грунт, на котором стоят многие здания, попросту поплывет.

ЛЕДНИКИ КАВКАЗА

Климатические изменения не обошли стороной и Кавказские горы, где в последнее десятилетие гляциологи отмечают повсеместное сокращение площади ледников. В целом же ученые отмечают, что за последние 100 лет ледники Кавказа потеряли около 40% своей площади. Если же сравнивать эти процессы с таянием ледников в других частях планеты, то ситуация на Кавказе не является уникальной и полностью соотносится с мировыми климатическими изменениями. Но чем таяние кавказских ледников обернется для региона?

Специалисты единогласно уверены в том, что стремительное таяние ледников уже в ближайшем будущем окажет существенное влияние на жизнь в Кавказском регионе. Отступление масс льда и сокращение их площади приведет к сокращению стока в тех реках, которые берут начало на склонах, покрытых ледниками. Так, например, ледники Эльбруса являются источником воды для рек Кубань, Баксан и Малка, которые, спускаясь с гор, снабжают водой оросительные каналы Ставропольского края. Регионы, расположенные ниже по течению, уже через 80-100 лет пострадают от недостатка воды, необходимой для водоснабжения населенных пунктов и орошения полей. Кроме того, будет нанесен урон и гидроэнергетике региона. На некоторых реках установлены гидроэлектростанции и даже целые каскады, которые не смогут работать в штатном режиме после падения уровня воды в реках, питающихся за счет талых ледниковых вод.

Вице-президент международной Ассоциации наук о криосфере (IACS), заведующий отделом гляциологии Института географии РАН Станислав Кутузов:

— Действительно, все ледники на Кавказе сокращаются, теряют массу и площадь. Единственное исключение — Колка, которая восстанавливается после известных событий [Это тот самый ледник, при сходе которого погибла съёмочная бригада Сергея Бодрова-младшего. — Прим.ред.].

По темпам сокращения ледников Кавказ в последнее десятилетие сравнялся с Альпами. С 1960 по 2014 годы эти хребты потеряли порядка 30 процентов площадей. В некоторых случаях ледники Эльбруса только за последние 20 лет сократились на 23 процента от изначального объёма: фактически свыше одного процента в год.

С точки зрения гидрологии, влияние ледников на сток рек значительно. Однако проявляется оно главным образом в верховьях. Чем ближе к самому леднику, тем весомее вклад. Но основной сток по большей части формируется из осадков. Зимой это снег, летом, как правило, дождь.

«ОБЕЗВОЖИВАНИЕ» ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОТПУГНЕТ ВСЕ ЖИВОЕ

Ситуация нынешнего года связана именно с малым количеством осадков и достаточно высокой температурой. По данным Европейского метеорологического агентства (ECMWF), дефицит поверхностной влаги в предгорьях Кавказа за три летних месяца достиг 16 процентов.

По прогнозам, к концу двадцать первого века на Северном Кавказе около 80 процентов всех ледников исчезнут. То есть, большинство горных территорий опустеют, за исключением самых высоких уровней. Это Эльбрус, Казбек и некоторые другие пики центральной части хребта. А на западе и востоке Кавказа ледники будут утрачены полностью в ближайшее время.

— Насколько таяние ледников может оказаться фатальным для климата, природы и гидрологии Юга России? Для гидрологии это, как я уже сказал, всё же не фатально, но изменится режим стока. В летнее время, когда он происходил главным образом за счёт таяния ледников, он фактически прекратится, говорит Кутузов. Фактически реки будут зависеть от регулярности осадков. Но у нас, к примеру, в этом году всё лето и сентябрь стоит засуха…

Изменения климата в регионах Северного Кавказа оказывает негативное влияние на масштабы селевых потоков, рассказал в интервью ТАСС директор Высокогорного геофизического института (ВГИ) Росгидромета в Нальчике (Кабардино-Балкария) Мухтар Беккиев.

«Изменение климата в регионе уже в процессе, причем в опасной его стадии, в последние годы селевые потоки стали чаще сходить по основным водным артериям гор — по рекам Баксан, Чегем, Череку, другим поймам и даже по тем местам, где нет водных объектов. Деградация высокогорной мерзлоты — это довольно длительный процесс, продолжающийся сотни лет, но в последние годы в результате потепления он стал значительно интенсивней. Такой процесс способствует вовлечению в селевые потоки огромных масс грунта, максимально подготовленного к селеобразованию. Селевые потоки в таких массивах могут образоваться за счет собственных водозапасов без участия ливневых осадков, а возможные масштабы селевых выносов из них могут достигать нескольких миллионов кубометров грязекаменного материала», — рассказал директор ВГИ в интервью ТАСС.

НЕСОГЛАСНЫЕ

— Как можно готовиться к тому, что будет через сто лет? Что тогда будет — никто не знает, — считает профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич:

— У планеты Земля были периоды и потепления, и похолодания. Например, в 14-м веке был малый ледниковый период. У нас было и потепление, когда Каспий выходил из берегов. Вот когда мы через десять лет увидим, что действительно продолжается потепление, тогда будет, что обсуждать, что предпринимать. А сейчас ничего делать не надо.

— Адаптация к изменению климата уже происходит. В некоторых странах получило развитие использование практики строительства плавучих домов, которые успешно себя зарекомендовали в условиях наводнений и повышения уровня мирового океана, — отмечает профессор базовой кафедры управление проектами и программами Capital Group РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван Потравный:

— Прежде чем обсуждать изменения в количестве осадков через 100 лет, давайте вспомним, что ни один метеоцентр не может точно сказать, какая погода будет через неделю, — предлагает доцент экономического факультета РУДН Сергей Черников:

— Это связано с громадными сложностями проведения математического моделирования такой запредельно сложной системы, как климат. Кроме того, тема изменения климата сейчас настолько напичкана корпоративными интересами, политикой, домыслами и откровенной ложью, что вычленить здесь объективно-научную составляющую крайне трудно. Поэтому адаптация всех экономик мира к климатическим изменениям будет происходить в ручном режиме и ситуативно. Хотя бы потому, что никто не может точно сказать, будет ли в следующие 10 лет в Египте выпадать снег, или это была «одноразовая акция».

«ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ»

Климатологи предупреждают: в России климат теплеет в 2,5 раза быстрее, чем по планете в целом. Этот процесс оценивают по-разному: в частности, существует мнение, что нашей холодной стране глобальное потепление может принести определенную пользу. Но при глубоком изучении вопроса становится очевидно, что ущерб, который изменение климата наносит национальной экономике и жизни людей, существенно перевешивает все потенциальные выгоды. Эколог и профессор Омского государственного университета путей сообщения Сергей Костарев развенчивает мифы о пользе изменений климата и предупреждает о надвигающихся катаклизмах.

Если засуха будет ежегодной, то год на третий население начнет покидать неблагополучные районы. Будут ли люди при этом переезжать в города или всё-таки в другие районы — это во многом зависит от внимания государства к этим вопросам.

А угроза дефицита продовольствия есть всегда и без климатических причин. Достаточно паре федеральных торговых сетей поднять наценку в два раза, как в стране сразу наступит дефицит продовольствия. Проблема не столько в климате, сколько в используемых технологиях. Обратите внимание на Израиль, создавший в пустыне не идеальный, но вполне жизнеспособный сельскохозяйственный комплекс. Безусловно, по мере развития в России более-менее самостоятельной экономики, этот опыт стоит учитывать. Больше всего опасений по поводу продовольствия появляется не в России, а на Ближнем Востоке, где на слабые технологии накладывается повышение температуры.

Рекомендовать правительству здесь нечего, потому что непонятно, к чему адаптироваться. Вот ЕС демонстративно «поворачивается к солнечной и ветровой энергетике». А если государство вложит миллиарды евро в лес ветряков, а через три года роза ветров в этом месте сдвинется в силу непредсказуемого изменения климата?

— Кто знает, может, смещение теплого Гольфстрима раньше заморозит Европу, чем засуха начнет покрывать Россию. Но рано заламывать руки по поводу глобальных климатических изменений. Есть более насущные проблемы, — считает аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев:

— И дело даже не в резких колебаниях рынков из-за погодных катаклизмов. До глобального потепления или похолодания нам бы всей планетой не помереть от коронавируса, который, как говорят специалисты, с нами уже навсегда, и еще долго будет «вычищать» от людей планету.

Всего за полтора года он изменил не только лицо мировой экономики, но и в общем жизнь на Земле. Именно из-за ковида недавно были опять пересмотрены прогнозы потребления по всему миру. И если этот вирус будет мутировать быстрее, чем медики справляться, то вполне вероятно, что реальной угрозой человечеству окажется не изменение климата, не падение метеорита и не ядерная война, а непобежденный вирус.

Х  Х  Х

И все же, как говорится, надо учитывать худший вариант развития событий. Тем более, что прогнозы ученых начинают сбываться.  Если на побережье людям грозят ураганы и наводнения, то в глубинах материков — пожары и засуха. Не спрятаться будет и от болезней, голода и жажды. Люди должны озаботиться приближением катастрофы уже сейчас, потому что потом окажется слишком поздно. Ученые говорят, что мир должен перестать использовать ископаемые ресурсы для добычи топлива. Источники энергии должны быть возобновляемыми. И только совместная работа всех государств поможет предотвратить планетарную климатическую катастрофу.

 

По материалам СМИ

Рита Хаджиева