Депортация 1944-го … Прошло много лет, но рассказы о ней все еще полны подробностей, деталей настолько ярких, что тот ужас, потрясения, страдания ощущаешь, как собственные.
Увозили, как правило, без вещей. Мою прабабушку выслали вместе с двумя маленькими детьми. Что она могла взять с собой? Прадедушка в то время воевал на фронтах Великой Отечественной. Людей со всего села сгоняли в вагоны. Пришли сразу с оружием, вещи забрать не дали. Семьи, в которых были мужчины, успели взять с собой мешки с зерном. Они грузили их в вагоны. Прабабушка успела взять полмешка кукурузы, да и тот потеряла в страшной суматохе. Она отдала свою девочку жене деверя подержать. Та, растерявшись, положила ребенка на мешки в вагоне. Через некоторое время вспомнили про нее, но не нашли в том месте. Кинулись искать (тогда ей не было и года), стали перебирать мешки. И тут показалось красное платье. Девочку вытащили оттуда посиневшую, ни живую, ни мертвую. Каким-то чудом она осталась жива, постепенно пришла в себя.
Вскоре вагоны тронулись. Было февральское морозное утро. В дороге люди мерзли, голодали, болели. Почти на каждой остановке выносили умерших. Все обзавелись вшами из-за антисанитарии…
Высадили их в Киргизии. Расселили по домам. Жили в невыносимых условиях. Началась борьба за выживание. Давали по 200 г хлеба в день на человека. Прабабушка сама не ела — берегла паек для своих детей. Она ходила на поля собирать зерна, оставшиеся на земле после уборки урожая, молола их, делала лепешки, собирала дикую картошку. Но этого хватало ненадолго. Начался страшный голод. И взрослые, и дети пухли от «рациона», состоящего из травы и земляных груш. Болезни косили людей. Прабабушка молотила кукурузные початки – без зерен, варила суп, от которого люди также опухали. Голод не проходил. Не было сил ходить, поэтому некоторые, вконец обессилевшие взрослые и дети ползали на четвереньках, как животные. Многие от голода умерли. Прабабушка вспоминает, как дедушка мечтал о кукурузной лепешке…
Однажды она купила веревку на базаре, чтобы носить хворост для топлива, а ее посадили в тюрьму, незаслуженно обвинив в воровстве. Оказалось, человек, потерявший телку, опознал свою веревку. Держали прабабушку неделю, требуя признаться, затем отпустили за неимением прямых доказательств.
Впоследствии она рассказывала, что в тюрьме с нею сидела женщина с ребенком, которую тоже в чем-то обвинили. Ребенок плакал от голода, и прабабушка отдала свой паек – кусок хлеба. Выйдя из тюрьмы, шла домой, шатаясь, как былинка. Ее дети были оставлены с женой деверя, которая тоже воспитывала без мужа двоих детей. Они последний кусок делили между собой.
Вот в таких жестоких условиях люди выживали, сохраняя при этом человеческое достоинство, доброту, чувство сострадания к близким.
Фатима Хизриева