Началом войны, как правило, считается ввод российских войск на территорию Чечни (11 декабря 1994), а завершением — подписание Хасавюртовских соглашений (31 августа 1996).
В этот период практически вся республика была уничтожена войной: тысячи людей лишились своих родных и близких, потеряли жилье, многие стали беженцами, спасаясь от бомб и снарядов, внесудебных казней, массовых убийств, «зачисток».
Общее число погибших за две войны мирных жителей Чечни оценивается в 300 тысяч. Погибшие — жертвы обстрелов и бомбардировок со стороны федеральных войск, а также так на жзываемых «зачисток». Гражданские лица задерживались на блокпостах, затем погибали в «фильтропунктах», местах дислокации федеральных военных. Люди подвергались нечеловеческим пыткам, расстреливались на месте, поджигались огнеметами и т.д. Военные действовали по неофициальной установке – не щадить мужчин от 16 до 65 лет. От рук военных преступников погибали также старики, женщины, дети.
В течение двух военных кампаний полностью разрушена экономика ЧР. По данным доктора экономических наук, профессора Руслана Хасбулатова («Экономические аспекты войны в Чечне»), уничтожено свыше 500 мощных промышленных, энергетических и иных объектов, полностью разрушена производственная инфраструктура — это 5-7 млрд.долл. По словам Хасбулатова, полностью разрушенный жилой массив Грозного, уничтожение и повреждение жилого фонда других городов и сел республики, грабежи личного имущества населения солдатами и офицерами федеральных, хищения нефти и нефтепродуктов ими же, экологический ущерб, уничтожение исторических памятников и т.д. — все это, разумеется, стоит многих миллиардов долларов. По самым заниженным данным, экономический ущерб, причиненный в ходе двух кровопролитных войн в Чечне, составляет не менее $100 млрд. долл., констатирует Хасбулатов.
Неоценимые утраты – гибель гражданского населения. Кроме того, свыше 5 тысяч человек до сих пор считаются без вести пропавшими. В республике десятки массовых захоронений. Родственникам бесследно исчезнувших после задержаний жителей выдаются генетические паспорта с целью идентификации останков из братских могил. Однако, вскрытие временных погостов и эксгумация откладываются на неопределенный срок.
Рита Хаджиева