Открыть для себя исторические области, исконные места проживания наших предков, средоточия архитектурных памятников древности и средневековья призвал в очередной раз Рамзан Кадыров — причем, актуализировал тему не первый год. Глава ЧР акцентировал внимание на значимости познания родного края как основы интереса к историческому прошлому чеченского народа, его этнокультурным ценностям.
Рамзан Кадыров посоветовал молодежи в совершенстве знать, любить и уважать родную речь, историю, национальных героев, обычаи и традиции. Богатый потенциал туристического кластера Чечни нужно использовать для отдыха жителей республики, что поспособствует изучению чеченским народом родной истории, отметил он на своей странице «ВКонтакте».
«Провел совещание с участием членов кабинета министров и представителей органов местного самоуправления. Одной из главных тем на повестке дня стало сохранение материальной и духовной культуры чеченского народа. <…> Я отметил, что особый акцент необходимо сделать на развитии внутреннего туризма. Отдыхая у себя дома, наши жители получают не только возможность отойти от повседневной суеты и получить наслаждение, но и соприкоснуться с историей наших предков», — говорится в сообщении Главы ЧР.
Между тем, многие жители республики не бывали дальше Итум-Кали, не ведают о Цой-Педе, а про легендарные город Никарой и историческую область Майсты вообще не имеют понятия.
Хасану И. 31 год, и он не видел даже Шатой – не пришлось:
— Родился я в Грозном, здесь закончил институт, устроился на работу. В моем окружении не было желающих поехать в горы, и у меня, соответственно, тоже не возникало такой идеи. Всю жизнь я провел в Грозном, даже во время войн; бывал в командировках в Москве, Краснодаре, а в наши горы поехать не довелось. Целыми днями на работе, потерял родителей несколько лет назад, было ни до чего.
Рита З., 25 лет:
— В горах мне повезло быть один раз – ездила с коллективом на озеро Кезеной-ам. Красота природы запомнилась надолго, восхитило не только озеро, но и дорога к нему – словно в другой мир попала. И вот прошло несколько лет с тех пор, так я и не выбралась отдохнуть. Надеюсь, это получится в скором времени: поедем семьей в Нихалой или на озеро Кезеной-ам, и только по туристической линии — организованный отдых все-таки предпочтительней, — отметила она.
Бэла К., 60 лет:
— Было это в 1980 году. Подруге из Москвы я показывала республику и по совету двоюродного брата мы отправились вместе с ним и гостьей в Итум-Кали. Впервые я проезжала через пропасти, увидела ущелья и горы. Можете представить, что эти места были мне незнакомы, хотя я жила к тому времени в республике 20 лет?, — задавалась вопросом собеседница «ГР».
Ныне в однодневные походы по родному краю чаще отправляются общественники, через туриндустрию здесь отдыхают с каждым годом все больше наших сограждан, однако о массовости пока речь не идет. Сыграла свою роль оторванность от мест исконного проживания чеченского этноса жителей среднего возраста и особенно нового поколения.
Подниматься высоко в горы всегда что-то мешало: в советские годы – труднодоступный горный ландшафт и отсутствие дорог, на рубеже 20-го века – две военные кампании, в начале 21-го – боевые действия, переместившиеся в средоточие скал, затем минно-взрывная опасность. И – бездорожье. Это в последние год-два заброшенные десятилетия назад пространства оживили новые дороги. Свободный доступ в тот же Галанчожский район открылся тремя-четырьмя годами раньше, однако побывать на прародине чеченцев суждено было только обладателям отменного здоровья. Тряска, мозги «всмятку», констатация того, что побывали там в первый и последний раз – таков итог для самочувствия и настроения того дня у многих тогдашних «гостей» района.
Дороги изменили картину: теперь в Галанчожском районе привычно встречное движение автотранспорта, сюда приезжают группами родственников, друзей. Пока – открыть для себя исконные пространства этноса, а там, глядишь, и «застолбить» место под жилье.
Зарина Висаева