Search
Close this search box.

Историческая, научно-познавательная и культурно-просветительская газета Чеченской Республики

Уникальные фотоработы Игоря Пальмина — в Грозном

Сорокалетней давности снимки архитектурных памятников горной Чечено-Ингушетии пополнили фонд Архивного управления Правительства ЧР. Их автор — известный советский и российский фотограф Игорь Пальмин. Датированы работы 1977 и 1980 годами.

Это событие имеет большое значение для истории и культуры Чечни, отметили участники Круглого стола, состоявшегося в Национальной библиотеке им. А.Айдамирова в среду 1 марта. В беседе приняли участие руководитель НИЭ «Неизвестная Чечня» Джамалай Бугаев, начальник Архивного управления Правительства ЧР Шовхал Айдамиров, директор Информационного агентства «Грозный-Информ» Али Темирханов, а также сотрудники Аргунского музея-заповедника, члены регионального отделения «Русского географического общества» и т.д.

В ходе встречи Шовхал Айдамиров рассказал о проведенных им ранее переговорах с Пальминым в Москве. Их итогом стала передача коллекций фотографий горной Чечено-Ингушетии в фонд Архивного управления Правительства ЧР .

— Фотоматериалы, о которых идет речь, безусловно, уникальны, ведь многие из запечатленных на них памятников стерты с лица земли, — подчеркнул в своем выступлении Джамалай Бугаев.

Фрагмент воспоминаний Игоря Пальмина о предыстории появления легендарных фотоснимков:
«В июле 1978 года я впервые попал в Чечено-Ингушетию, где мне предстояло фотографировать сохранившиеся в горах памятники старой архитектуры. Задание издательства ограничивалось легкодоступными объектами вблизи проезжих дорог и населенных пунктов. С первых же дней увиденное настолько захватило меня, что я сломал первоначальный план и не смог ограничиться одной поездкой…

…Здесь не бывает случайных людей, — продолжает Пальмин. — Кое-как залатав развалины прежних жилищ, сюда из года в год возвращаются и находят приют те, кто когда-то был выслан отсюда. Здесь их настоящая Родина. Глубокой осенью они оставляют родовые гнезда и спускаются на равнину.
Я шел по Чечне и постепенно менялось мое восприятие окружающего. Памятники архитектуры, ради которых я попал сюда, наполнялись новым содержанием. Я начинал воспринимать их как хранилища памяти о трагедии, пережитой народом».

Из других источников:

… Вообще страшновато было. Это ж места, откуда людей репрессировали. Как там будут принимать, как там вообще к русским относятся — ничего не было известно. Но — поехал. Дали мне с собой список объектов, которые надо снять, и план местности c примерным маршрутом. Cначала попадаю в одно селение — погода плохая, снимать нечего. Решаю идти дальше — пешком. С собой один лишь старенький, еще со времен войны спальный мешок. Добрался до другого селения, переночевал у пастуха. Дальше хотел на автобус сесть, но автобус ушел, и я заночевал в деревне.

На следующий день меня везет на машине какой-то милиционер. Едем, и вдруг останавливает нас абсолютно пьяный капитан: «Кто?! Документы!» Показываю паспорт, все рассказываю. А он: «Давай выпьем?». И дальше мы уже едем втроем. Во время очередной остановки капитан приводит меня к каким-то людям в дом, знакомит со всей семьей и напивается уже до чертей. Я измучился, вернулся в Москву. Но быстро понял, что Чечней я уже болен, — и через месяц снова туда поехал. Один прошел 50 км до Никароя… Кормился тем, что удавалось раздобыть. Дошел до границы с Ингушетией и шел бы дальше, но — жратвы никакой и курево на пределе. Вернулся с мешком пленок, а путеводитель так и не выпустили. Думаю, побоялись такой материал выкладывать. Там ведь отчетливо видно, что развалины вовсе не от времени, а от советских бомбежек — бомбили аулы, чтобы чеченцы не могли в них вернуться». (Конец цитаты.

Между тем, фотоработы Игоря Пальмина имеют не только художественную, но и историческую ценность. По словам Шовхала Айдамирова, в настоящее время в Архивном управлении проводится оцифровка переданных Пальминым 163 фотографий.

Кроме того, руководитель ИА «Грозный-информ» Али Темирханов сообщил, что в ближайшее время сотрудники агентства и Архивного управления планируют организовать в Национальной библиотеке выставку работ Пальмина.

Участники встречи отметили и «прикладное» значение снимков — они должны стать основой при восстановлении запечатленных на них исторических памятников в будущем. Также обсуждалась идея создания фильма об Игоре Пальмине и его уникальных фотоработах.

Рита Хаджиева