Search
Close this search box.

Историческая, научно-познавательная и культурно-просветительская газета Чеченской Республики

Чеченская наука: достижения и перспективы

Чем живет чеченская наука, какие исследования ведутся в ЧР? Кто из наших ученых определяет развитие тех или иных научных направлений в республике? На вопросы обозревателя «ГР» ответил Президент Академии наук (АН) Чеченской Республики, доктор исторических наук, профессор Шахрудин Гапуров и вице–президент АН ЧР, доктор физико-математических наук, профессор Райком Дадашев.
— Шахрудин Айдиевич, о событиях в чеченской науке знают обычно в научных кругах. Восполняя этот пробел, хотелось бы услышать от вас о достижениях наших ученых.
— Сначала небольшой экскурс. До военных событий в середине 1990-х Грозный был одним из крупных научных центров, особенно в сфере естественных наук и прежде всего геологоразведки и нефтехимии. В этой сфере у нас работали четыре научно-исследовательских института в области нефтехимии. Была крупнейшая на Северном Кавказе библиотека естественнонаучного профиля ( ЦНТБ). Также очень богатую библиотеку гуманитарного направления имел Институт гуманитарных исследований (тогда он назывался Институтом истории, этнографии и литературы).
Войны уничтожили многое, в том числе материальную базу нашей науки. Что, естественно, наложило свои особенности на ее дальнейшее развитие. И основные сегодня достижения у нас в области гуманитарных исследований, поскольку таковые не требуют лабораторной базы, как в науках естественных.
Так вот, в гуманитарных исследованиях у нас большие успехи, кое в чем мы даже превзошли наших соседей.
— Расскажите об этом подробнее.
— Напомню, что из 86 регионов России свои национальные Академии наук имеют только Татарстан, Башкирия, Якутия и Чеченская Республика. Понятно, у Якутии свои алмазы, Татарстан и Башкирия – это нефть и газ, богатейшие республики (при этом Татарстан — единственный регион, имеющий свой золотой запас), а ЧР, получается, единственная из дотационных республик имеет свою национальную Академию наук. Огромный вклад в возрождение и развитие АН Чр внес Первый Президент Чеченской Республики . Герой России Ахмат- Хаджи Кадыров. Когда в 2000 году группа ученых к нему обратилась, он сразу же поддержал идею возрождения Академии наук ЧР. Был издан соответствующий Указ, выделены средства, на которые построено вот это здание.
И на сегодня у нас довольно сильный в области гуманитарных исследований научный потенциал. Это прежде всего филологи и историки. В филологической науке особенно большие успехи достигнуты после того, как был учрежден День чеченского языка, а ЮНЕСКО обнародовал «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» и почему-то чеченский язык туда попал. И у нас резко усилились исследования родного языка. Самый крупный проект в этой области – трехтомник «Академическая грамматика чеченского языка» доктора филологических наук, профессора, члена-корреспондента АН ЧР Мусы Халидова. Это очень солидное издание. Первый том, изданный в прошлом году, получил весьма высокие оценки Институтов языкознания Российской и Грузинской Академий наук, Азербайджанской Академии наук.
Второй том «Академической грамматики чеченского языка» выйдет до конца 2017-го, третий, соответственно, в 2018-м.
— А в исторической науке что нового?
— После издания в 2008 году двухтомника чеченской истории, поставили задачу выпустить четырехтомник. Проект на стадии реализации. На сегодняшний день изданы второй и третий том, скоро выйдет первый (издаются по мере готовности).
Кроме того, реализуется проект «История населенных пунктов Чеченской Республики». Инициатор — Рамзан Ахматович Кадыров. Это историко-этнографические очерки. Начали мы с селения Беной, затем – Элистанжой, Центорой и другие населенные пункты. В 2018 году издадим, Дала мукъ лахь!
Готовится еще один сборник историко-этнографических очерков под названием «Чеченцы». Эта работа в ведении отдела этнографии Академии наук ЧР, которым руководит доктор исторических наук, профессор Ваха Гарсаев.
Очень активно у нас работает сектор философии, которым руководит доктор философских наук, профессор Вахит Акаев. В его отделе ведутся интересные исследования, особенно в области борьбы с радикальными течениями. Назову еще отдел экономики под руководством доктора экономических наук, профессора Сулеймана Решиева. Два года назад они издали великолепную монографию «Экономика ЧР: состояние и перспективы развития». Регулярно, раз в два месяца, проводят республиканские семинары по вопросам экономики ЧР.
— С археологией как обстоят дела?
— С первой половины 1990-х годов археология в республике полностью заглохла, исчезла как научное исследование и эта ситуация оставалась без изменений в течение почти 20 лет! После минувших войн сложилась такая ситуация, что археологи виноградовской школы уехали. Лишь два его ученика остались в республике — ученые-историки Магомед Багаев и Хамид Мамаев. Багаев не смог по состоянию здоровья ездить со студентами, обучать их раскопкам. А Хамид Мамаев еще в 2000 году уехал в Москву, в докторантуру. Он вернулся нашими стараниями в 2006-м, в течение ряда лет руководит Центром археологических исследований. Под его руководством шесть сотрудников – молодых ученых, они и занимаются археологическими изысканиями в течение последних лет.
— Проект «Духовное наследие чеченского народа» также вызывает большой интерес.
— Автор идеи – вице-президент Академии наук Чеченской Республики, доктор физико-математических наук, профессор Райком Хасимханович Дадашев; под его руководством идет реализация проекта. В изданных книгах – малоизвестные произведения наших писателей и поэтов. Того же поэта и философа Магомед-Салаха Гадаева, чьи труды не публиковались, если не считать небольшой брошюрки стихов, изданной до 2000-го года. Как известно, первыми после Гадаева его стихи читали в адресованных им письмах друзья поэта. Предстояло найти все его неизвестные произведения, систематизировать эту работу, что и сделано под руководством Райкома Хасимхановича Дадашева. Все стихи были собраны и мы издали двухтомник произведений Гадаева. В одном томе его поэтические произведения, в другом – философские труды.
В рамках того же проекта изданы произведения литераторов Арби Мамакаева, Магомеда Мамакаева, Магомеда Дикаева. Впервые увидела свет кандидатская диссертация Магомеда Дикаева. В целом 9 томов уже издано. Среди них – трехтомник чеченских фразеологизмов под авторством Дауда Байсултанова. Книга вышла осенью 2016-го и вызвала большой резонанс, к нам в Академию приходили многие наши сограждане с просьбой продать издание, но мы их не продаем — распределяем по библиотекам и дарим.
Вот вкратце о гуманитарных науках. О естественных вам Райком Хасимханович расскажет.
— Райком Хасимханович, при упоминании вашего имени вспоминается, что один из ваших научных трудов был переиздан в США. Насколько известно, он не потерял своей актуальности.
Райком Дадашев:
— Где-то лет десять назад моя монография «Термодинамика поверхностных явлений» вышла в издательстве «Наука-Физматлит». Книга быстро разошлась, поэтому была переиздана повторно в 2008 году. Затем и последовало предложение от Кембриджского международного издательства об издании монографии.
— Наука это прежде всего люди. Кто из наших ученых определяет развитие тех или иных научных направлений?
— Безусловно, у нас есть достижения. Довольно хорошо работают математики. Шервани Солтаханов, доктор физико-математических наук — его монография издана на английском, немецком и китайском языках. Это говорит о том, что результаты его исследований востребованы. Кстати, они находят применение в управлении космическими аппаратами, то есть имеют практический «выход».
Дальше можно и нужно говорить о биологах. В нашей Академии штатные работники — доктора биологических наук Мухади Умаров и Муса Тайсумов – соавторы Красной книги Чеченской Республики. Они изучают влияние высоты местности на растения, древесину, экологические вопросы.
Отдел «Физика земли» возглавляет Ибрагим Керимов, доктор физматнаук. Его коллектив очень активно работает. Достаточно сказать, что именно им составлен «Справочник полезных ископаемых Чеченской Республики». Такого справочника у нас не было ранее.
— Словом, наша наука – не только теория
— Поговорим о прикладных аспектах, более понятных читателю. Есть в Академии отдел технических наук под руководством Дени Керимсултановича Батаева, доктора наук; он также возглавляет Комплексный НИИ в Грозном, подведомственный РАН. Так вот, ученые из этого отдела занимаются бетоном, улучшают его свойства различными добавками. Получены очень хорошие результаты. Кстати, ученые из технического отдела ранее принимали участие в строительстве «Грозный-сити», сегодня – в возведении башни «Ахмат-Тауэр», то есть у этого коллектива также есть практический «выход».
Если помните, в Советском Союзе сильно развивалась фундаментальная наука, в капиталистических странах был большой уклон в сторону прикладных исследований. В последние годы и в РФ складывается мнение, что наука должна непременно зарабатывать деньги. Не могу согласиться с этим. Хотел бы привести такой пример. У Фарадея как-то спросили, где найдут применение его открытия? Он растерялся и ответил: «Наверное, можно сконструировать интересные детские игрушки». Сегодня радио, телевидение, электричество – все базируется на законах Фарадея. То есть нельзя требовать сиюминутной отдачи от фундаментальной науки – на то она и фундаментальна, что закладывает основы.
Результаты исследований Лобачевского также вызывали в свое время скептицизм современников, однако они нашли применение, хотя и значительно позже. Это я к тому, что крайности здесь недопустимы. «Хочешь, не хочешь – зарабатывай деньги, иначе ты плохой научный работник» — так нельзя ставить вопрос. Хотя необходимо развивать прикладные исследования, это нужно и важно.
И еще в продолжение темы. Лет около пяти у нас функционирует отдел прикладной семиотики. Это на стыке гуманитарных и естественных наук. Как вы знаете, если набирать текст на чеченском, то гаджет сравнивает написанное с русским языком, который в него заложен, подчеркивает то, в чем усматривает ошибки и автоматически «исправляет» — словом, на самом деле пишет совсем не то, что надо. Если же в гаджет заложить чеченский язык, он будет вам помогать. Это очень большая работа – перевести все программы Windows на чеченский язык и через фирму Microsoft довести дело до конца. Наш первый в этом направлении успех – словарь компьютерных терминов на чеченском языке. Значит, не за горами тот день, когда у молодежи появится возможность общаться на своем родном языке. Это огромный вклад в сохранение и развитие языка. В Татарстане целый институт прикладной семиотики, там уже Windows 8 перевели на татарский язык. К сожалению, мы недавно начали эту работу. У нас отдел прикладной семиотики и насколько я знаю, мы первые на Северном Кавказе пошли в этом направлении. Думаю, другие если захотят сохранить и развивать свой язык, им тоже ничего не остается, как следовать по этому пути. Но дело не только в прикладной семиотике. В нашей Академии выходит научный журнал «Таллам» на чеченском языке…
— Райком Хасимханович, еще раз убеждаюсь в том, что физики – отличные гуманитарии.
— Мне часто задают вопрос, почему я занимаюсь языком. Я не занимаюсь языком, я душой болею за него.

Зарина Висаева