Search
Close this search box.

Историческая, научно-познавательная и культурно-просветительская газета Чеченской Республики

«ЯРКИЕ КАРТИНКИ ЖИЗНИ, УВИДЕННЫЕ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»

На фоне мероприятий республиканского уровня осталась в тени знаменательная дата – 100-летие со дня рождения Абдул-Хамида Хамидова – самого известного чеченского драматурга последних десятилетий советской эпохи, чья слава перешагнула в 21 век, автора легендарного спектакля «Бож-Али» и других комедий, сатирических рассказов, героических драм и поэтических произведений. 

В чем секрет успеха «Бож-Али» — самого знаменитого произведения Хамидова? В языке, изобилующем перлами народного юмора. В блистательной игре актеров, подобранных Хамидовым с «попаданием» на 100 процентов. Впрочем, лучшая оценка спектакля – аншлаги свыше, чем полвека. Премьера спектакля состоялась 1 мая 1965 года.

ЗУЛЕЙХАН БАГАЛОВА, ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РСФСР, ВСПОМИНАЕТ В БЕСЕДЕ С «ГР»:

— В начале 1960-х я закончила театральную студию при театре имени Ханпаши Нурадилова, потом поступила в московский Институт театрального искусства имени Луначарского (ГИТИС). Обучали нас сильные педагоги из Москвы и Грозного, в том числе Абдул-Хамид Хамидов, который преподавал чеченский язык и чеченскую этику.

Это были первые годы после возвращения народа из мест депортации. В театре блистали артисты, с которых начиналась его история. Яраги Зубайраев, Асет Исаева, Тамара Алиева, Асет Ташухаджиева, Хулимат Мустапаева, Халим Мусаев, Мовлди Бадуев… Мне было 17 лет, им – около 40, тогда я считала их старыми! Все приняли меня хорошо, окружили заботой, оберегали.

С Хамидовым мы сразу стали друзьями. Помню, как он называл меня своей любимой актрисой, величал Ермоловой. Конечно, я была счастлива слышать его похвалы, — вспоминает Багалова.

— Его неизменно тепло встречали в самых разных кругах общества, — продолжает она. — Например, в те годы довольно часто организовывались конференции самой разной направленности. Хамидов всегда брал туда молодых актеров, чтобы они были в «теме». Конференции проходили довольно скучно, кто-то засыпал в зале. И тут выходил на трибуну Хамидов – высокий, с львиной гривой. И обращался к аудитории с такой пламенной речью, что все просыпались! «Разрешите все цветы моих гор бросить к вашим ногам!», — этими словами обычно завершал он выступление. В ответ — буря аплодисментов.

«Бож-Али» мы играли каждый день или два раза в день. Аншлаги? Мягко сказано! Зал театра всегда был переполнен. Потоком шел зритель и в театр, и на выездные спектакли в селах. Во время гастролей по республике автобус с актерами сопровождали две грузовые машины. По приезде они раскладывали борта, получалась огромная импровизированная сцена. Когда шел «Бож-Али», хохот в зале стоял неимоверный. Иногда взрывы смеха заглушали голоса артистов, им приходилось ждать, пока зритель угомонится, поэтому спектакль шел дольше, чем обычно», — вспоминает актриса.

Чеченцы в те годы жили, в основном, в селах, они добирались до города на самосвалах-полуторках, чтобы увидеть спектакли. Особенно часто приезжали из ближних к городу райцентров и сел. Бывало, около театра стояли в ряд самосвалы — это значило, что шел спектакль!», — рассказала актриса.

ИЗ ГАЗЕТЫ «ГРОЗНЕНСКИЙ РАБОЧИЙ» ЗА 6 МАЯ 1965 Г.:

«Спектакль жизнерадостный и убедительный». «У исполнителя роли Бож-Али до предела правдивая жизнь на сцене – «всерьез» в острокомедийной роли. Все, что он делает, очень смешно, но в то же время и убедительно. Очень радует, что высокий уровень исполнительского мастерства характерен не только для М. Давлетмирзаева (Бож-Али). Не менее ярко передано и то, что в спектакле делают главные представители отживающего старого мира – спекулянт Сутарби (Альви Дениев) и знахарка Майма, тетушка Бож-Али (Асет Исаева). Это поистине «великолепная троица» в спектакле. Все, что они показывают на сцене, органично, убедительно и так смешно, что зрители, без преувеличения, покатываются со смеху при виде их. Смешно не из-за каких-то трюков, а именно из-за несоответствия серьезности – внутренней беспомощности и пустоте их дел. Удача спектакля и образ передовой доярки, жены Бож-Али Зулай в исполнении артистки Тамары Алиевой. Она умна, обаятельна, весела. Она хороша собой и добра, любит своего бестолкового мужа, несмотря на его недостатки».

Профессор, академик Юша Айдаев отмечал:

«Огромную популярность и признание получила комедия А-Х. Хамидова «Бож-Али» — чеченская пьеса, шагнувшая на всесоюзную сцену. Она была поставлена многими театрами страны». Пьеса драматурга была настолько широко известна, что ставилась с триумфом на сценах всех национальных театров республик Северного Кавказа, Башкирии, Татарстана, Турции, Иордании…

Завидная слава. Заслуженная слава. Пожалуй, ни одна из пьес чеченских драматургов не имела такой долгой сценической жизни, такого ошеломляющего успеха, не получала такого отзвука в сердцах зрителей».

СПРАВКА «ГР»:

Абдул-Хамид Хамидович Хамидов — театральный деятель, писатель, поэт, драматург, переводчик, Народный артист Чечено-Ингушской АССР (1959), член Союза писателей СССР (1943), председатель Союза писателей Чечено-Ингушской АССР (1959—1961).

Родился 15 октября 1920 г. в селе Старые Атаги Терской области (ныне Урус-Мартановский район). В 1935 г. закончил школу и поступил в педагогическое училище, в 1938-м – в московский Государственный Институт театрального искусства имени Луначарского (ГИТИС, ныне РАТИ) в составе чечено-ингушской студии. Но завершить обучение не удалось — в первые дни Великой Отечественной войны студентов 4 курса Абдул-Хамида Хамидова и Ваху Татаева (после возвращения из депортации — министр культуры ЧИАССР) руководство ГИТИСа обязало сопроводить женскую часть студии в Грозный. Таким образом, Хамидову и Татаеву не удалось примкнуть к студийцам, которые, не возвращаясь в Грозный, ушли добровольно на фронт.

Те, кто вернулся домой, влились в труппу нацтеатра, как позднее и несколько студийцев, вернувшихся с фронта.

В годы войны Хамидов был актёром и директором Чечено-Ингушского государственного драматического театра. Театр часто выступал со спектаклями в армейских частях, госпиталях, перед строителями оборонительных сооружений.

В 1944 г., в депортации, был заведующим клубом свеклосовхоза, художественным руководителем Дворца культуры в Джамбулской области, директором республиканского Дома народного творчества Киргизской ССР, начальником отдела театров Министерства культуры республики и на других должностях в сфере культуры. С 1955 года он — заведующий отделом культуры газеты на чеченском языке «Знамя труда». Впоследствии работал литературным консультантом Союза писателей Казахской ССР. Регулярно выступал в периодической печати Киргизии со статьями на театроведческие темы.

В 1957-м году Абдул-Хамид Хамидов воссоздал Чечено-Ингушский государственный ансамбль песни и танца (впоследствии «Вайнах») и вместе с артистами вернулся на родину. В 1959—1961 годах был председателем Союза писателей ЧИАССР. В начале 1960-х доучивался актерской профессии в Ленинградском Институте театра, музыки и кинематографии, в этом же вузе работал преподавателем национального отделения.

Вернувшись в Грозный, Хамидов возглавлял Союз писателей ЧИАССР, отдел культуры в обкоме партии, Чечено-Ингушский театр имени Ханпаши Нурадилова. Трагически погиб в автокатастрофе в 1969 г.

АДИЗ КУСАЕВ, ИЗ КНИГИ «ПИСАТЕЛИ ЧЕЧНИ»:

«… Наделенный природой богатой фантазией, обладая глубокими знаниями фольклора, народной жизни, юмора, языка, Абдул-Хамид Хамидов рано приобщился к литературному творчеству. Свои первые юмористические рассказы «(Хингал» и другие) и стихи он написал еще в 1935-1936 гг., но во время учебы в театральном институте и работы в драмтеатре главное внимание он уделял драматургии.

В 1958 г. в Чечено-Ингушском книжном издательстве вышел первый сборник произведений А.Х. Хамидова, в который вошли его сатирические рассказы и одноактная пьеса «Абубешир». Затем последовали другие — избранные. Последним был сборник рассказов и пьес писателя, изданный в 1980 г., «Бессмертные» {«Лийрбоцурш»). В него вошли лучшие сатирические рассказы А-Х. Хамидова, пьесы, написанные в разные годы и’ (все!) поставленные на сцене национального драмтеатра с огромным успехом («Совдат и Дауд», драма «Девушка гор», комедия «Бож-Али», героическая драма «Бессмертные» о жизни и ратных подвигах Героя Советского Союза Х. Нурадилова и другие.

Стихи же, написанные А-Х. Хамидовым, были настолько душевны, лиричны, ритмически отточены, совершенны и мелодичны, что сразу же становились песнями. На них писали музыку композиторы У. Бексултанов, А. Халебский, З. Чергизбиев и другие. С большим проникновением исполняли эти песни С. Магомедов, В. Дагаев, М. Буркаев …

… Рассказы и пьесы А-Х. Хамидова — это яркие картинки жизни, увиденные глазами художника и описанные пером мастера афористичным и простым языком, с использованием жемчужин народной мудрости. Они безупречны по композиции. А-Х. Хамидов был мастером диалога, описания психологии и характера героев.

«Свое разностороннее дарование, все свое искристое творчество Абдул-Хамид Хамидов отдал родному народу, потому что в служении ему видел свое настоящее счастье и призвание», — писал о нем поэт Х-М. Эдилов, знавший писателя с юношеских лет:

«Он имел полное право сказать о себе словами великого А. Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Абдул-Хамид Хамидов делал это так талантливо, как ни один другой чеченский писатель до него. Он был истинным сыном своего народа, потому что помогал ему расставаться со всем плохим с улыбкой. Всенародное признание и память о нем будет жить вечно».

 

Зарина Висаева