Search
Close this search box.

Историческая, научно-познавательная и культурно-просветительская газета Чеченской Республики

В ГАЛАНЧОЖСКОМ РАЙОНЕ МЕДВЕДЕЙ ПОТЕСНЯТ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ИЗ РАВНИННЫХ СЕЛ

ПО ДЕСЯТЬ ДОМОВ В КАЖДОМ НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ

В настоящее время гости  ЧР открывают для себя Галанчожский район в составе туристических групп. Субботний джип-тур был организован Министерством ЧР по туризму и администрацией Ачхой-Мартановского района. «Полку» туристов прибывает с каждым днем. Впрочем, куда чаще местный «дорожный экстрим» осваивают потомки депортированных в 1944-м году горцев. Едут, чтобы взглянуть на руины башен, где родились их деды и прадеды по отцовской линии. Ранее желающих обосноваться на клочке родительской земли не находилось – без государственной поддержки это практически невозможно в безлюдных просторах, где ни души на много километров вокруг. Кроме того, нередко потомки жителей Галанчожского района этот край и руины родовых башен видят впервые. Несколько поколений выросло в отрыве от своих истоков. Ситуация обещает измениться по мере реализации исторического решения руководства ЧР – как известно, 2019-й станет годом возрождения Галанчожского района. Какие планы стоят за этой формулировкой? На днях их озвучил в новостном сюжете ЧГТРК «Грозный» Глава ЧР Рамзан Кадыров:
— Восстановим до десяти сел с райцентром Галанчож. Построим дома, школы, больницы, то есть всю социальную инфраструктуру, чтобы люди смогли вернуться на землю своих предков, — отметил он.

Сказанное конкретизировал в беседе с «ГР» Хизар Яхъяев – заведующий отделом природы и охраны объектов культурного наследия Аргунского историко-культурного и природного музея-заповедника, по совместительству – главный дорожный строитель Галанчожского района, исследователь и прекрасный знаток истории края и его современных реалий.
— До выселения Галанчожский район состоял из 144-х сел и хуторов. Разумеется, речь не идет о восстановлении всех населенных пунктов, в этом нет необходимости. Насколько я знаю, пока планируется строить по десять-пятнадцать домов в 8-10 сёлах и в райцентре Галанчож, — пояснил Хизар Яхъяев.

ЕСТЬ И «ОТКАЗНИКИ»

Между тем, в администрациях районов республики принимают заявления от потенциальных переселенцев, составляются списки. Затем документация поступает в Министерство экономического, территориального развития и торговли ЧР. Вот что отметил в беседе с «ГР» заместитель главы Минэкономтеррразвития Бекхан Чокаев:
— По данным на 1 февраля в списках на поселение в Галанчожском районе фамилии 4-х тысяч человек. Эти люди готовы переехать на постоянное место жительства в восстановленные населенные пункты. Списки постоянно обновляются, и не только в сторону увеличения числа желающих. Бывает, люди вникают в трудности, которые их в любом случае ожидают в горной местности, и отказываются. Таких фактов не так много, но они есть, — заключил Бекхан Чокаев.
Судя по всему, тенденция спада числа потенциальных переселенцев наметилась после выпуска новостного сюжета ЧГТРК «Грозный» с фрагментом встречи Главы ЧР и председателя Парламента ЧР. Напомним: в ходе беседы Рамзан Кадыров предупредил о недопустимости ситуации, при которой останутся незаселенными дома в восстановленных селах, как это имело место быть в с. Курчали, ранее – в с. Макажой (Веденский район). Словом, использовать жилье в горах как дачу или просто на всякий случай недвижимость «застолбить» не получится.

«НАДЕЮСЬ ЖИТЬ И БЫТЬ ПОХОРОНЕННЫМ В ГАЛАНЧОЖСКОМ РАЙОНЕ»

Собеседники «ГР» — потенциальные переселенцы в Галанчожский район. Лема Сатуев, Заслуженный артист ЧР:

— В Нашхе, в селении Х1ийлахь родились и жили мой отец, дед и мои прадеды. Оттуда, из Х1ийлахь ушел на фронт брат моего отца, он — кавалер ордена Славы. Великая Отечественная война закончилась для него в 1948-м. Он мог бы жить в любой точке мира, но уехал к своим родным и близким в Казахстан. После возвращения из высылки наша семья поселилась в селе Самашки Ачхой-Мартановского района. Я и в настоящее время там живу. Но сколько помню себя, мечтаю обосноваться в Галанчожском районе, в Нашхе, в родном селе Х1ийлахь. Бываю там часто, мне нравится находиться среди руин башен, в которых когда-то звучали голоса моего отца, наших предков.

Чтобы там жить, нужны элементарные условия. Это важно не только для каждой конкретной семьи, это важно для республики в целом, ведь возрождение Галанчожского района начнется с «первопроходцев».
В Самашках живут и другие выходцы из Х1ийлахь и нет среди нас тех, кто не хотел бы поселиться в родовом селе. Очень хочу, чтобы там был мой дом, и мое последнее пристанище. Своей семье я уже завещал, чтобы меня похоронили в Х1ийлахь, на нашем старинном родовом кладбище.

Ахмед Хамидов, сотрудник Министерства культуры ЧР:

— Живу я в Грозном, а родом из села Ч1армах Галанчожского района. Я с этими местами знаком, люблю горы, часто езжу туда с ночевками. Одно время была у меня там маленькая ферма, с другом разводили крупный рогатый скот, вместе отпугивали медведей. По опыту знаю, какая жизнь в горах, какой быт.
Подал заявление о том, что готов обосноваться в Галанчожском районе. Возьму ли с собой детей? Сначала – на лето. Они останутся со мной круглый год, когда в горах появятся больницы, школы, спортивные секции, возможность приглашать репетиторов.

Что касается взрослых, для них там должны быть источники заработка, которые оправдывали бы жизнь в таких суровых условиях. Имею в виду животноводство (попутно – пчеловодство). В любом случае я буду жить там больше, чем остальные, потому что не только люблю, но и знаю эти места. Да, пока там только горы и медведи, но преобразования обещают быть стремительными, я в это верю, ведь на наших глазах многое изменилось к лучшему в нашей республике. И какими темпами!
Надеюсь с самого начала участвовать в развитии Галанчожского района, обосноваться там и работать. Откровенно говоря, если долго не бываю там, живу, как потерянный, — заключил собеседник «ГР».

… ПЛЮС ВЫШКИ СОТОВОЙ СВЯЗИ

Как следовало ожидать, процесс заселения района пройдет в несколько этапов. При этом рост численности жителей будет в прямой зависимости от строительства инфраструктуры образования и здравоохранения, то есть школ и лечебных учреждений. Не говоря об электро- и газо снабжении. Словом, о комфорте говорить не приходится, речь об элементарных условиях существования.

Особняком стоит перспектива сотовой связи в Галанчожском районе. По сути, от возможности позвонить на»большую землю» напрямую зависят, на мой взгляд, темпы развития муниципалитета. Есть у редакции «Грозненского рабочего» традиция – выезжать каждый год в дальние уголки высокогорья. Единственный дискомфорт этих поездок – отсутствие сотовой связи. Например, по долгой дороге в Никарой и обратно плюс пару часов в редком по красоте архитектуры средневековом замковом комплексе не покидает ощущение оторванности от окружающего мира. Ни позвонить, ни сообщение отправить… Если дома старики и больные, чувство тревоги не покидает всю поездку. Семья тоже в неведении, где ты, в какой точке «географии». А в случае аварии помощи ждать неоткуда — до ближайшего населенного пункта – 2-3 часа езды по бездорожью с «нулевым» движением автотранспорта. Словом, поездка всего-то однодневная, а сколько дискомфорта. Остается выразить надежду, что участь Робинзонов Крузо жителям восстановленных сел не грозит. Кстати, когда этот материал ставился в номер 1 февраля, руководитель администрации Главы и Правительства ЧР Абдул-Кахир Израилов сообщил в интервью ЧГТРК «Грозный», что вышки сотовой связи поставят на территории Галанчожского района в недалеком будущем.

 Возведут не только новые дома, но и отреставрируют древние и средневековые постройки. Как сообщил в конце января председатель Комитета правительства ЧР по охране и использованию культурного наследия Ислам Молочаев, в былом обличьи  предстанут историко-архитектурные комплексы в Нашхе, райцентре Галанчож, Моцар1хе, Цой-Педе, Хайбахе, Никарое. Синтез истории и современности в архитектуре придаст краю особый колорит.

Так что, судя по темпам воплощения в жизнь самых амбициозных проектов руководства ЧР, в лезгинке на территории Галанчожского района скоро закружатся не только туристы. И не только на льду Галанчожского озера.

Зарихан Зубайраева

На снимке: башенный комплекс Никарой

СПРАВКА «ГР»:

Галанчожский — один из древних исторических чеченских районов, откуда по преданию вышли коренные тейпы чеченского народа. Существовал с 1925 по 1929 гг. составе Чеченской автономной области, c 1935 по 1944 – в составе Чечено-Ингушской АССР.
До депортации 1944 года район был густонаселенным и одним из крупнейших в ЧИАССР. В октябре 2012-го Галанчожский и Чеберлоевский районы восстановлены парламентом ЧР.