Ибрагим Идилов – завкафедрой «Менеджмент инноваций и бизнеса» ГГНТУ, доктор экономических наук, профессор, известный в мировых научных кругах. Ежегодно выступает с трибун симпозиумов и конференций в разных странах мира. Постоянный участник форумов мэров городов Великого Шелкового пути, представитель России в Совете управляющих Всемирной организации граждан. Сегодня, в День российской науки, Ибрагим Ирагиевич ответил на вопросы «Грозненского Рабочего»:
— Начну с вопроса, связанного с высокой оценкой ваших научных достижений Министерством образования Великобритании. Расскажите об этом подробнее.
— Звание Доктора права Великобритании мне присвоено 18 февраля 2020 года. Эта дата проставлена в Дипломе о присуждении высокой награды Министерством образования этой страны. Речь идет о высшей ученой степени на Западе Post-Doctoral award (L. L. D) – Доктор права. Надо сказать, в самой Великобритании специалистов со степенью L. L. D. не так много.
Что предшествовало этому событию? Надо сказать, моя докторская диссертация была посвящена вопросам развития кооперации. Готовясь к защите я изучал все виды кооперативного движения и этапы его развития в мире за последние 150 лет. А поскольку первые кооператоры – рочдейлские – появились в Англии, предметом моих научных исследований, в частности, являлся опыт законодательного регулирования кооперации в этой стране. Как результат, в 2000 году была издана монография «Кооперативный менеджмент», которая пользовалась очень большой популярностью в ученой среде, к большому сожалению, не у нас в стране, а за рубежом. Вот такие парадоксы.
В частности, председатель Международного кооперативного альянса Парнелл специально приезжал в Москву для встречи со мной в том же 2000-м году, у нас была длительная беседа. С ним приезжали кооператоры из Японии. (Кстати, важное звено банковской системы этой страны – кооперативные банки, об этом мало кто знает). Их, конечно, очень интересовала моя монография, я им ее подарил. Позднее на Западе, в том числе в Англии, Швеции и Дании они, как оказалось, пропагандировали мои научные исследования, особенно в части законодательной базы развития кооперации. Эту тему я разрабатывал и позднее. Звание Доктора права мне присвоено по совокупности научных трудов.
— Удивительная вещь – ученому из субъекта Российской Федерации принадлежит авторство в разработке проектов мирового уровня! Я — о ваших идеях транспортных коридоров, в разы сокращающих время доставки грузов между странами и континентами. Например, морской путь доставки грузов из Азии через Северный Ледовитый океан в Европу. Этот маршрут уже используется?
— Последние лет десять почти каждый год выезжаю в зарубежные командировки. Регулярно — на международные симпозиумы в рамках форумов мэров городов нового Великого Шелкового пути. В частности, в 2013 году очередной форум прошел в Южной Корее, городе Йосу. Там впервые мной был предложен и обоснован механизм перемещения товаров непосредственно из Азии в Европу по северному морскому маршруту. Мои расчеты показали: путь из Азии до Гамбурга короче традиционного пути через Тихий океан на 5 тысяч морских миль, а это значит, время доставки грузов сокращается на две недели. С учетом того, что у нас есть ледоколы, которые в состоянии круглогодично осуществлять сопровождение грузов, этот путь действительно высокоэффективен. К моему удивлению, идею поддержали представители Китая и Южной Кореи, хотя у официального Сеула очень тесное сотрудничество с США.
Позднее, как вы, наверное, знаете, состоялись встречи президентов Южной Кореи и Российской Федерации и там эти вопросы, я думаю, более предметно обсуждались.
Надо сказать, проект северного морского пути уже работает. Как известно, Россией на полуострове Ямал построен завод по добыче, сжижению и поставкам природного газа. Его транспортировка, благодаря предложениям на форуме в городе Йосу в 2013 году, осуществляется регулярно (с 2017-го). Сжиженный газ загружается в танкеры и отправляется в Европу, Китай, страны Азии. То есть маршрут действительно очень эффективный и сейчас даже американцы пытаются отстаивать там свои интересы. Конечно, они однозначно опоздали. Мы гораздо раньше задействовали северный морской путь и, соответственно, у нас там хорошо развитая инфраструктура, и это только начало. Кстати, буквально через несколько лет с российских верфей спустят на воду еще девять атомных ледоколов. Это говорит о предстоящем расширении масштабов транспортировки грузов через Северный Ледовитый океан.
— В чем значимость для нашей страны железнодорожного пути из Китая в Европу через Казахстан и Россию?
— Этот вариант я предложил тогда же, в 2013 году. Речь шла о доставке товаров из Китая через территорию Казахстана и России в Европу по железной дороге. Надо отметить, что первый грузовой состав из Пекина прибыл непосредственно в Лондон 18 января 2019 года. Время следования — две недели. Сравните, через Тихий океан грузы идут от 2 до 3-х месяцев.
Конечно, их транспортировка непосредственно через российскую территорию имеет для нас важное стратегическое значение. Если удастся обеспечить транзит через РФ хотя бы десяти процентов грузов из Азии в Европу, доходы от этого будут сравнимы с нефтедоходами. Это огромные финансовые ресурсы, поэтому мы вовсю занимаемся лоббированием интересов России в экономической составляющей Великого Шелкового пути 21 века.
— Железнодорожный маршрут из России через Азербайджан и Иран до Персидского залива тоже заработал?
— Еще одну идею транспортного коридора я предложил на очередном форуме мэров Великого Шелкового пути. Прошел он в 2015 году в Иране, в городе Казвин, бывшей столице Персидской империи. Речь шла о доставке грузов через территорию России по маршруту «Юг-Север». Идея была с воодушевлением воспринята иранской стороной. В частности, в ее поддержку выступил с трибуны министр транспорта Ирана. Он заявил, что в условиях санкций Иран, конечно, мог бы осуществлять перевозку своей нефти в европейские страны через территорию России, в том числе, в Россию. Проект фактически уже реализуется. За несколько лет блестяще воплощен в жизнь механизм действия этого транспортного коридора, причем очень эффективно.
Честно сказать, задавшись этой идеей, я преследовал в какой-то мере интересы и Чеченской Республики, учитывая, что маршрут «Юг-Север» в любом случае пройдет через Дагестан и нашу территорию. Речь идет о перспективах поставок иранской нефти в ЧР с последующей нефтепереработкой. Если построить в Чечне нефтеперерабатывающий завод мощностью в 2 миллиона тонн в год, проект вполне осуществим, по крайней мере, с технической точки зрения. Транспортировка нефти возможна по железной дороге. Конечно, необходимо рассматривать и морской путь. Если недалеко от Каспия — в районе Кизляра выкупить участок земли, договорившись с властями Дагестана, и построить там терминал, чтобы принимать танкеры с иранской нефтью, это тоже очень неплохой вариант. А пока мы можем очень плотно включиться в проект транспортного коридора «Юг-Север» и завозить из Ирана по железной дороге существенную часть товаров. Что касается поставок нефти из Ирана и строительства завода по ее переработке, все зависит от политического решения на уровне наших властных структур.
— Словом, форумы мэров городов Великого Шелкового пути – своего рода трибуна, площадка для участников. Какие еще идеи, представляющие интерес для Чеченской Республики, там обсуждались?
— В городе Йосу мною были даны предложения по сотрудничеству университетов Шелкового пути. Затем мне удалось организовать участие в следующем форуме проректоров ЧГУ и ГГНТУ. На этот раз он проходил в турецком городе Газиантеп. Там мы заключили договора о сотрудничестве, в частности, между ГГНТУ и университетом Газиантепа, ГГНТУ и университетом Сеула — столицы Южной Кореи. Это сотрудничество потом успешно состоялось и очень многое нам дало по части развития вузов ЧР, честно сказать. Это готовая зарубежная площадка, которая позволяет нам общаться даже в условиях санкций.
Что касается моей скромной персоны, в 2013 году после моих выступлений в Южной Корее, я был избран в состав Совета управляющих Всемирной организации граждан, где являюсь единственным представителем от России. Это общественное объединение непосредственно занимается организацией форумов Великого Шелкового пути. Очередной должен был состояться в 2020-м в Марокко, но из-за пандемии мы провели его в онлайн-формате.
Надо сказать, работа Всемирной организации граждан уже замечена и отмечена ООН. Более того, ООН заинтересована в статусе этой организации как своего структурного подразделения.
— В качестве советника мэра Грозного вы руководили разработкой стратегии социально-экономического развития нашей столицы до 2025 года. В чем ее суть, какие приоритеты?
— С 2009 года и до сих пор являюсь советником мэра Грозного по экономическим вопросам. Да, в свое время руководил разработкой стратегии социально-экономического развития столицы ЧР. Над ней работала группа ученых в течение полутора лет. Учитывая, что в бюджете города денег очень мало, работали бесплатно, так что стратегия социально-экономического развития – наш дар Грозному.
В преамбуле документа мы записали следующее: «Грозный — это столица мира, сердце Северного Кавказа, важный транспортно-логистический центр, научный, образовательный и культурный центр региона, центр толерантности и духовного развития общества, связующее звено между Россией и исламским миром, центр инновационного развития». Разумеется, преамбула фактически определила приоритеты развития политической, экономической и духовной жизни Грозного.
— Не слишком ли смелое заявление: «Грозный – центр мира»?
— Разумеется, мы позиционировали Грозный как центр мира, учитывая его беспрецедентную трансформацию из региона социальной напряженности в регион устойчивого развития. Этим и определяется высокая степень участия города Грозного в создании центра мира, центра политической стабильности не только Кавказа, но и всего евразийского континента, что в конечном счете создает полюс политической устойчивости во всем мире.
Надо сказать, до сих пор неизвестны факты столь стремительных политических и социально-экономических изменений в постконфликтных регионах каковым является ЧР. Считаю, что опыт наработки темпов стабилизации мирных процессов в Чечне не имеет аналогов в мировой истории. Причем имеется в виду опыт ускоренного восстановления не только экономической, политической, но и духовной составляющей.
«Опорные пункты» стратегии? Сокращение безработицы, развитие предприятий малого и среднего бизнеса, инновационного малого бизнеса в таких отраслях как информационные технологии, торговля, сфера услуг, строительная индустрия, сельское хозяйство. Практически все эти вопросы успешно решены за минувшие десять лет. Если сравнить, в 2010 году уровень безработицы составлял астрономические цифры — 50-60 процентов. К 2019 году он снизился до 8 процентов. В 2020-м уровень безработицы, как ожидалось, вновь вырос немного из-за пандемии до 23-25 процентов. Думаю, это временное явление, и после завершения пандемии все связанные с ней проблемы найдут решение.
В настоящее время во всех перечисленных отраслях мы достигли очень хороших показателей развития. Главное, город заинтересовал инвесторов, что очень важно. Приведу пример. В 2014 году мне довелось быть руководителем экспертной группы Центра стратегических инициатив РФ по ЧР. На тот момент в рейтинге инвестиционной привлекательности Грозный занимал 17 место, а несколькими годами ранее – 80-е. Таким образом, рекомендации экспертной группы Центра стратегических инициатив дали ощутимый результат. Через год я ушел оттуда, посчитав что выполнил свою миссию.
Конечно, основной драйвер развития нашей экономики — очень большой прирост населения…
— Что имеется в виду?
— Как-то я анализировал данные по рождаемости за 2015-2019 годы. Выяснилось, что в стране за этот период число умерших превысило на 34 тысячи число родившихся, в то время как в Чечне прирост населения составил 10 процентов. Это огромное наше преимущество в плане развития всех сфер жизни республики. Новые поколения – это востребованность в жилье, значит, нужно развивать жилищный сектор, строительную индустрию, которая также дает импульс развитию экономики. Вслед за ней станут развиваться все остальные отрасли — торговля, сфера услуг, сельское хозяйство, и прочее, и прочее. То есть у нас огромное преимущество перед другими субъектами в том, что мы в состоянии развиваться, благодаря высокой рождаемости, чего нельзя сказать даже о некоторых республиках СКФО. Приведу статистику по Грозному. В 2010 –м население города составляло 257 тысяч. В стратегии просчитывалась, что численность жителей Грозного к 2025 году должна вырасти до 355 тысяч человек, к 2020-му она составит 305 тысяч. А в январе 2021-го выяснилось – в Грозном проживает 306 тысяч жителей, то есть прогноз стратегии очень точно совпал. Это говорит о том, что те методы, которые мы применяли в период разработки стратегии, дают довольно точные прогнозы.
— Ваши достижения впечатляют. Между тем, в последние десятилетия много говорят о том, что наука находится на «бюджетных задворках». Вы разделяете это мнение?
— Отношение к науке действительно очень больной вопрос. Конечно, ни одна страна не может эффективно развиваться, если экономит на науке, то есть на своем будущем. Например, та же Южная Корея инвестирует в науку 3,5 процента своего ВВП, Россия – всего 1 процент. Зарплата российских ученых смехотворная. Сделаю исторический экскурс. В 30-х годах прошлого века вузовским преподавателям, научным работникам повысили зарплату в разы. В итоге они смогли выпустить лучших в мире инженеров. Эти лучшие в мире инженеры создали лучшие виды вооружений, благодаря этому Советский Союз победил во второй мировой войне.
Возьмем более поздний советский период. Даже в 1980-х годах доктор наук получал зарплату выше, чем секретарь обкома КПСС. Сегодня же престиж ученого упал катастрофически. И, конечно, нагрузка увеличилась. Например, у профессоров советского периода она составляла 500 часов, в настоящее время – 900. При зарплате в 26 тысяч рублей. Вот вам и отношение к науке. Поэтому продолжается утечка «мозгов», и ни к чему хорошему это не приведет.
— При этом ваши научные достижения оценены званием Доктора права Великобритании, а проекты одобрены на мировом уровне… В настоящее время каков предмет ваших научных исследований?
— Мои научные изыскания ведутся в сфере организационно-экономического механизма предприятий ракетно-космического машиностроения. В управлении этой отраслью имеет место много проблем, связанных с переходом страны к рыночной экономике. Ученым сферы менеджмента они видны. Требуется разработать комплекс мер по повышению эффективности деятельности указанными предприятиями. Над этим мы совместно работаем с молодым докторантом в государственном Технологическом университете города Королев Московской области.
— Дальнейших вам научных достижений. Спасибо за интервью!
Беседовала Зарина Висаева