Search
Close this search box.

Историческая, научно-познавательная и культурно-просветительская газета Чеченской Республики

ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКАЯ АКТЕРСКАЯ СТУДИЯ: ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

В 1941-м они завершили учебу на 3-ем курсе знаменитого ГИТИСа (Государственный институт театрального искусства), но в студенческие аудитории с тех пор не вернулись: все планы и перспективы «накрыла» Великая Отечественная. По решению руководства вуза студентки в сопровождении двух сокурсников отправились домой, в Чечено-Ингушетию. Парни в большинстве своем — около 15 человек — ушли добровольцами на фронт. Позднее, после возвращения народа из высылки, единицы бывших студийцев завершат образование в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК), остальные составят костяк Чечено-Ингушского государственного драматического театра, блистая на сцене вплоть до 60-х-80-х годов.

В МОСКВУ — В ЧЕРКЕСКАХ И Г1АБЛИ

Шлейф уговоров, запретов, проклятий, а то и угроз родителей и братьев оставляли в прошлой жизни будущие студийцы, особенно девушки. Еще в конце 1970-х актерская стезя обычно представлялась весьма несерьезным и легкомысленным занятием для «молодых, обдумывающих житье», а за 35-40 лет до этого и подавно.  Но, как известно, магнит сцены заставляет преодолевать все запреты и предрассудки. По рассказам старожилов театра, некоторые абитуриенты 1938 года сбегали из дома, чтобы уехать на учебу в Москву.

Так или иначе, отбор был тщательным, Минай Минаев и Лидия Горькая выбирали лучших из лучших. «ГР»рассказывает Заслуженная артистка РСФСР Зулейхан Багалова:

— Минай Германович Минаев и Лидия Сергеевна Горькая… Это были замечательные педагоги! А тогда, в 1938-м, они колесили по селам в сопровождении милиционера, прослушивали юношей, реже девушек. Потом Минай Германович отдельно добирал девушек, чтобы сравнять число студентов в женском и мужском составе студии.

Перед отъездом ребят в Москву отдел культуры обкома партии закупил им национальные костюмы, мужские и женские, и гармонь. Позднее они очень пригодились, когда первая Чечено-Ингушская студия демонстрировала творческие таланты на концертных представлениях в Москве.

Заведующая литературной частью театра имени Ханпаши Нурадилова Хеди Берсанукаева в беседе с «»ГР:

— В день отъезда студии на вокзале собралось много молодежи. Ребята в черкесках и папахах, девушки в г1абли. Торжественно все, волнующе. И вдруг появляется Минай Германович – тоже в чеченской национальной одежде. Раздалось громкое «ура!», все зааплодировали. А он важно и церемонно раскланивался. Всем было весело и радостно.

«ОТЕЛЛО» 1940-Х НЕ УВИДЕЛ СВЕТ РАМПЫ

— Студия состояла из талантливейших юношей и девушек, не имеющих сценического опыта, и актеров молодого Чечено-Ингушского драматического театра, — продолжает Хеди Берсанукаева. — Это были Ваха Татаев – будущий министр культуры ЧИАССР; Абдул-Хамид Хамидов — актер, позднее — драматург, театральный и общественный деятель, автор знаменитой комедии «Бож-Али», пьесы «Бессмертные» и многих других; театральный художник Магомед Магомаев – отец известного певца Муслима Магомаева; будущий директор театра Хасан Шоипов, знаменитые впоследствии актрисы Хава Хакишева, Хулимат Мустапаева, Асет Ташухаджиева и другие. Судьба этой студии известна. Ребята готовили свой дипломный спектакль «Отелло» Шекспира (в роли Отелло Ваха Татаев), но ему не суждено было увидеть свет рампы, грянула война.  Девушки вернулись в Грозный и пополнили труппу Чечено-Ингушского драматического театра. Ответственность за безопасность дороги домой была возложена на сопровождающих студийцев — Ваху Татаева и Абдул-Хамида Хамидова. А большинство парней ушли добровольцами на фронт, получив направление в Краснопресненском райвоенкомате Москвы.

По словам Хеди Берсанукаевой, завлита и историка театра, на фронтах ВОВ погибли студийцы Р.Зандукаев, Хаджи-Мурад Марзиев, Хусейн Баркинхоев, Солт-Ахмед Дикаев, Тапа Исаев. Вернулись с полей сражений Сайпи Батукаев, Эдилбей Мамиев, Хасан Шоипов, Ширвани Сатабаев, Магомед Ханиев, Абдула Цароев.

После возвращения чеченцев и ингушей из Казахстана, Киргизии и Средней Азии на историческую родину с довоенными студийцами ГИТИСа создавал спектакли режиссер, ныне главный режиссер театра им. Ханпаши Нурадилова Руслан Хакишев:

— Самым ярким артистом характерного, острохарактерного плана был Яраги Зубайраев, выпускник Тбилисской театральной студии. В драматическом, лирико-драматическом амплуа большое впечатление производили Тамара Алиева, Хава Хакишева. Позднее – в 1970-х, Хава Хакишева мощно сыграет роль матери в моем спектакле «Кровавая свадьба» (автор Гарсиа Лорка). Артисты того поколения были очень разными по амплуа, темпераменту.

Я всегда восхищался Хулимат Мустапаевой, Тамарой Алиевой, Асет Ташухаджиевой, Хавой Хакишевой. При всех профессиональной жертвенности ни у одной из них не сложилась личная жизнь. Для многих студийцев театр был смыслом жизни.  Помню их рассказы о том, как однажды в начале Великой Отечественной войны актеров на выезде в район преследовали бандиты. Или о том, как труппа выезжала на гастроли в Армавир и попала в зону боевых действий. Работали они практически ежедневно, выезжая на ближние и дальние гастроли, нередко рискуя жизнью.

ИЗ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ — НА СЦЕНУ ИЛИ НА ФРОНТ

Сведения о каждом из 45 студийцев скудны. Больше известно о тех, кто вернулся в Грозный в 1941-м или из депортации, начиная с 1957  года.

Тамара Алиева. Чеченская пресса называла ее пленительной звездой чеченского театра начала 40-х годов прошлого столетия. Она пришла в театр в 1938 году, в неполные четырнадцать лет. После спектаклей с участием начинающей актрисы было очевидно: на театральном небосклоне Чечено-Ингушетии зажигается новая звезда. На сцене театра имени Ханпаши Нурадилова Тамара Алиева сыграла около 100 ролей.

Хава Хакишева. «Эта актриса обладает даром делать красноречивым молчание, наполнять краткий текст эпизода более значительным смыслом…», — напишет о своей ученице преподаватель ГИТИСа Лидия Сергеевна Горькая. С 1940 г. Хава Хакишева — ведущая актриса Чеченского драматического театра им. Х.Нурадилова. За огромный вклад в развитие театрального искусства удостоена звания Народной артистки ЧИАССР.

Ваха Татаев. «Большой министр маленькой республики» — так его называли в кругах московских чиновников. Ваха Татаев родился в 1914т г.,  отдал культуре более полувека. Под его руководством было основано множество учреждений и творческих коллективов. В их числе Чеченский государственный колледж культуры и искусства, который теперь носит имя В. Татаева.

Абдул-Хамид Хамидович Хамидов, родился в 1920 году — чеченский актёр, писатель, поэт, драматург, переводчик, театральный деятель, Народный артист Чечено-Ингушской АССР (1959), член Союза писателей СССР (1943), председатель Союза писателей Чечено-Ингушской АССР (1959—1961).

Или типичная биография студийца-фронтовика:

Хасан Шоипов. 1918 года рождения, член КПСС, капитан запаса. Принимал участие в обороне Москвы. Воевал в составе 156-й дивизии 22-й армии Калининского фронта в одном батальоне с С.-A. Дакаевым и Т.Исаевым. Дальше сражался в составе 1-го Прибалтийского фронта. С 1942 года до конца войны – участник партизанского движения в Беларуси. За образцовое выполнение боевых заданий командования награжден орденом Красной Звезды, медалями « Партизану Отечественной войны» 1-й степени, за «Боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией» и «XX лет победы в Великой Отечественной войне». С 1946 года занимал различные ответственные посты в системе искусства Беларуси и Чечено-Ингушетии.

«КАЖДЫЙ ИЗ НАС МЕЧТАЛ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ»

Народный артист ЧИАССР, Заслуженный деятель искусств СОАССР Амран Германович Джамаев, выпускник Чечено-Ингушской актерской студии ГИТИСа 1973 года вспоминает в беседе с «ГР»:

— Мы очень скоро втянулись в работу, тем более, что нас сразу ввели в спектакли. Играли на сцене театра и гастролировали по селам круглый год. Колесили на автобусах по сельским клубам вместе с корифеями сцены. Яраги Зубайраев, Хамид Чимаев, Абдул-Вагап Джабраилов, Хава Хакишева, Асет Ташухаджиева, Халимат Мустапаева, Асет Исаева, Магомед Хадзиев, Тамара Алиева и другие – мы застали актерское поколение, с которого начинался театр имени Нурадилова. Многие из них были студентами первой чечено-ингушской национальной студии ГИТИСа, проучились с 1938 по 1941 год – вплоть до начала Великой Отечественной войны.

… Большими артистами были Яраги Зубайраев, Абдул-Вагап Джабраилов, Хава Хакишева и другие артисты старшего поколения — их профессиональный уровень был для нас своего рода ориентиром. Так, мне надолго запомнился Яраги в образе короля (спектакль «Сид»), Абубешира («Бож-Али»), Халимат Мустапаева — в роли Бабаци («Бож-Али»), Хамид Чимаев — в образе Авалу («Бож-Али»). Или Хава Хакишева — в роли матери в «Кровавой свадьбе»: типичная чеченская женщина, она перевоплощалась в образ надменной испанки — пластика, осанка, взгляд производили неизгладимое впечатление! Игра наших старших коллег по сцене, точнее, проживание роли, всегда запоминались зрителю и нам, начинающим актерам. Словом, корифеи сцены начала 1970-х задавали весьма высокую «планку». И не только профессиональную. Я бы отметил типичные для них черты характера — интеллигентность, огромную любовь к сцене, к театру. При этом вне сцены они были совершенно другими людьми. Очень тепло относились к нам — к артистической молодежи, всегда с радостью принимали нас у себя дома, были удивительно хлебосольными. Многие из них остались одинокими… Актрисы старшего поколения почти все не имели своих семей. Когда их сокращали в связи с пенсионным возрастом, они уходили в никуда — детей нет, добра не нажили.

Каждый из нас мечтал приблизиться к их профессиональному уровню, к их мастерству. Кроме того, благодаря этим людям, у нас с тех самых пор сохранилось трепетное отношение к профессии, к театру, — отметил собеседник «ГР».

Выжившие после ВОВ и депортации воспитанники первой Чечено-Ингушской студии ушли из жизни в разные годы и десятилетия. Их сценические работы вошли в сокровищницу национального театрального искусства, в его истории навсегда остались их имена.

Рита Хаджиева