…Легендарный Никарой мы увидели в конце трудного пути, который начался после поворота в Терлоевское ущелье. Позади — райцентр Итум-Кали и пограничный КПП. Отправились всей редакцией «ГР» — такая у нас традиция: в августе-сентябре бывать в высокогорных селах и хуторах, обезлюдевших с февраля 1944-го. После поворота на Т1ерлой-Мохк все высматривали комплекс современных каменных сооружений, отстроенных в последние годы состоятельными выходцами из тейпа. Самый известный из них – Алауди Мусаев, известный московский адвокат, доктор юридических наук, профессор. Как сообщалось в «ГР» от 4 июля 2017 г., в 2013-м он построил башню на земле своих предков в селении Арстах, напротив кладбища, где похоронен его дед Мусаев Исбя1, а также дом для своей семьи, гостевой дом на 10 мест, мечеть и огромный навес на 800 человек для общественных мероприятий тукхума.
Как отметил тогда Алауди Нажмудинович, с участием представителей терлоевских тейпов были реконструированы древние мечети в селениях Оьшни и Никарой, построены дороги между селами терлоевского общества, а предвестником появления крестьянско-фермерских хозяйств в Терлоевском ущелье стала ферма по разведению лошадей Лом-Али Цамаева, бизнесмена и мецената.
«Сейчас обустраиваться на земле предков стремятся все терлоевские тейпы. Уже начинают оформлять земельные участки; судя по всему, попытки обосноваться в Терлоевских горах приобретают массовый характер», — заметил тогда Алауди Мусаев.
… Комплекс современных построек в с. Арстах – оазис в безлюдных, заросших разнотравьем пространствах терлоевского общества. Мы вышли сфотографироваться и зайти внутрь гостевого дома, башни, мечети… К большому разочарованию, все двери оказались запертыми. Вспомнили слова знакомого хранителя ключей от восстановленной башни в Галанчожском районе: в горах редкие постройки с крышей над головой всегда привлекают проезжающих автовладельцев, которые умудряются оставить после себя кучи мусора, вот и запирают двери владельцы чеченских башен 21 века.
Все понятно, но увидеть внутреннее убранство построек в с. Арстах все-таки хотелось бы.
Задачу возродить жизнь в Терлоевском ущелье поставили перед собой бизнесмены – представители тейпа, именно поэтому напрашиваются оптимистические прогнозы. С другой стороны, очень часто за «первопроходцами» никто не следует, и на заброшенных территориях очаг теплится в одном или нескольких домах. В селении Шикарой (Шаройский район) постоянный местный житель Япон Мирзаев известен на всю республику как герой телесюжетов из горного края.
В Макажое (Чеберлоевский район) зимой живет только две семьи. В одном из 19 домов, построенных по указанию Рамзана Кадырова для тех же «первопроходцев», — Умисат Хасанова.
— Мне нравится жить только здесь. Я люблю эти края. Здесь очень хорошо, спокойно и тихо, — говорит она.
Несмотря на безвозмездное строительство жилья, возрождение Макажоя застопорилось на начальном этапе. Одна из причин – отсутствие газа, водопровода, электричества. По официальной информации, все дело в «цене вопроса». Так, по официальным сообщениям, «электрификация» села в 20 с лишком домов обойдется в 600 млн рублей. Потому – на «задворках» приоритетов.
Куда предпочтительней ситуация в селении Хой Веденского района. Вот что сказал в беседе с «ГР» глава Хойского сельского поселения Шадид Хасалиев:
— В Хое четырнадцать домов, строятся еще четыре. Есть новая четырехэтажная башня, ее построил председатель совета старейшин поселения Абдулла Галбацев. Нет школы и больницы, поэтому заселенность (59 жителей) носит сезонный характер. Но это временные трудности, все у нас будет. Главное, есть электричество, на днях появится газ, — констатировал глава администрации Хойского сельского поселения.
Здесь очень трепетно относятся к истории своего села, берегут материальные свидетельства старины. По словам жителя Хоя Хусейна Дибирова, камни от башни, взорванной федералами в 2002 году, до сих пор собраны на территории села, целы и невредимы, благодаря бдительности местных жителей – они надеются на восстановление каменного исполина, в очаге которого веками горел огонь. В планах сельской администрации – реконструкция старой мечети.
х х х
Рассказывает Лема Турпалов, кандидат филологических наук:
— С 1944 года значительная часть населенных пунктов в горной зоне Чечни остается незаселенной. Выходцам из этих аулов не разрешили вернуться в родные дома и после восстановления республики в 1957 году. Это привело к тому, что сотни аулов просто исчезли с карты республики. С уходом поколения, которое там проживало до депортации, исчезают даже их названия. Автор топонимического исследования А. С. Сулейманов подчеркивал, что «старые аулы заброшены и от них остаются руины…, в связи с этим топонимические названия забываются, всё меньше становится людей старшего поколения, „знающих всё“ и „помнящих всё“. Таким образом, чеченский народ лишается своих исторических корней. Ведь именно в этих аулах складывались чеченские тейпы.
Оторванным от своей исторической родины оставался до сих пор и тейп мулкъой. В исторических документах первые упоминания о мулкъой относятся к ХVI-ХVII вв. Сейчас все населенные пункты общества мулкъой, а их было 13, уничтожены. Тейп Мулкъой состоит из 9 гар: Коттой, Жейнхой, Медархой, Бавархой, Басхой, Бенгархой, Кейштрой, Г1езир-Кхеллой, Хьуьркой. Из-за того, что потомки этих обществ уже более 80 лет не проживают компактно, стали теряться родственные связи, забываться топонимы мулкъоевского общества. Только единицы знают, где находились их родовые аулы.
Первый шаг к возрождению общества Мулкъоя был сделан несколько лет назад. Сюда по инициативе выходца из аула Жайнхой Асу Дудуркаева проложили дорогу, восстановили зиярт Ибрагим-Хаджи в бывшем ауле Коттой. Но жизнь в Мулкъое не возродилась. Только изредка появлялись посетители зиярта.
И вот в этом году появились первые признаки полноценной жизни в этом труднодоступном горном крае. Братья Тимаевы из мулкъоевского гара басхой построили башню, жилой дом. 23 июля сюда съехались выходцы из Мулкъоя со всей республики.
Тимаевы подали хороший пример: выходцы из других аулов мулкъоевского общества загорелись идеей их возрождения. Главное препятствие – отсутствие дорог.
Уже началось строительство дороги в аул Хьуьрикой. Кстати, в «Топономии Чечни» А. С. Сулейманова приводится топоним «Тевсин ГIала» — развалин жилой башни на восточной окраине аула. Это имя часто упоминал мой отец, Абдулла Турпалов, как своего деда. И несколько строк, посвященных этому топониму в книге А. Сулейманова, стали отправной точкой для нашего исследования. В Коране, принадлежавшем Магомеду Турпалову, моему дяде, мы обнаружили записанные им имена девяти предков: Билкъовр (Билк’овр), Жоьта (Жо’та), Дай, ГIонат (Г’онат), Хаза, Хазайка, Барахьмат (Барах’мат), Тоьвса (То’вса), Турпал. Но эти имена для потомков практически ничего не говорили. Некоторые сведения о предках рассказала моя тетя Тахо, которая прожила более 100 лет. К началу нашего исследования из старшего поколения в живых оставалась только она. Из ее рассказа стало ясно, что Тоьвса был довольно зажиточным. Она также помнила хорошо саму жилую башню, где родились все дети Турпала. Башня имела три этажа. Сейчас сохранилась только часть первого этажа. Кстати, она была целой в 60-е годы прошлого века. Но время, а, в первую очередь, люди, разрушили ее. Башню разбирали, чтобы использовать на строительство загонов для скота, который пригоняли в горы на летний период.
Через много лет, когда уже не было в живых ни моего отца, ни дяди и тетей, появились Камеральные списки Аргунского округа. В них мы обнаружили, что по переписи 1867 года в ауле Хурикой проживал Барахьматов Тоьвса (1805 г.р.) с женой Ахбикой ( 1832 г.р.) и у них были четыре сына: Элжаркъ (1851 г.р.), Албас ( 1856 г.р.), Бечаркъ (1859 г.р.), Турпал (1861 г.р.) и две дочери: Хаси (1863 г.р.), Цуку (1864 г.р.).
Оттолкнувшись от этих сведений, нам удалось разыскать всех потомков четырех сыновей Тоьвси и составить полную родословную. В основном они проживают сейчас в селах Алхазурово, Пригородное, городах Грозный, Саратов, Казахстане.
О судьбе двух дочерей Тоьвси и их потомках ничего установить не удалось. Дело в том, что в чеченской генеалогии, как, впрочем, у большинства народов мира, прямым считается родство исключительно по мужской линии, «от отца к сыну нисходящее». То есть предки и потомки по материнской линии не пребывают в прямом родстве (она является единственным и последним по своей линии прямым потомком). Неслучайно у вайнахов существует выражения «хIу хаьдда», «таьхье йоцуш висна» («род пресёкся»), что подразумевает, прежде всего, отсутствие сыновей.
В настоящее время одна из ветвей родословной выходцев из Хьуьрикоя выглядит так:
Билкъовр
↓
Жоьта
↓
Дай
↓
ГIонат
↓
Хаза
↓
Хазайка
↓
Барахьмат
↓
Тоьвса 1805 г.р.
↓
Турпал 1859
↓
Абдула 1910-1976
↓
Лоьма (1954 г.р.
↓
Тамерлан 1984 г.р.
↓
Арби 2008 г.р.
Восстановление родословных выходцев из горных аулов, с которыми связано возникновение тейпов, позволит им найти общих предков, идентифицировать свою тейповую принадлежность. Кроме того, эти материалы могут стать подспорьем в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, а самое главное, позволить возродить горные аулы, — таков вывод Лемы Турпалова.
х х х
Самый постоянный обитатель и знаток истории и современности Галанчожского района — Хизар Яхъяев, заведующий отделом природы и охраны объектов культурного наследия Аргунского историко-архитектурного и природного музея-заповедника:
— У меня вагончик в Галанчожском районе, в Ч1армахе. Есть свой КРС, занимаюсь пчеловодством, скоро начну строить каменную саклю – пора иметь в горах постоянное жилье. Соседей у меня единицы. Двое знакомых хотят обосноваться в Ами, один – в Ак-Баса, еще один – в Моцарое, — отметил Хизар Яхъяев в беседе с «ГР».
На вопрос, почему заселение высокогорья не носит массовый характер, Яхъяев ответил:
— Для этого надо очень любить землю предков. И много трудиться на земле или разводить скот. Далеко не всякий к этому готов, имеет соответствующие навыки, — отметил он.
Остается с сожалением добавить: кто променяет работу с фиксированным окладом, жилье со всеми условиями на вагончик в безлюдных пространствах, причем в отсутствие сотовой связи?
Кроме того, утопичной выглядит идея обосноваться в жилищах дедов и прадедов — в башнях и саклях. Об этом в беседе с «ГР» — житель Хоя Хусейн Дибиров:
— В старом Хое есть руины каменной сакли, где жили мои предки. Это был наш родовой дом. Если его восстановить, то не для того, чтобы использовать по прямому назначению. Строение — на склоне горы, внизу – пропасть. Как там жить? Прошли времена, когда чеченцы вынуждены были селиться в недоступных для врагов местах. Теперь эти дома труднодоступны для нас, потомков тех, кто там жил. Так что старый Хой – это наша история, а живем мы в современной части села, — заключил Хусейн Дибиров.
х х х
… Никарой открылся взору неожиданно. Поразил средневековой архитектурой, величием. Мощью! Никарой – особенный. Значит, и населяли его люди нерядовые. А может быть, Никарой – единственный уцелевший из множества чеченских замковых комплексов, некогда так же поражавших воображение? И эта величественная архитектура была типичной для горцев вплоть до 1944-го?
По данным Хизара Яхъяева, Галанчожский район – это 84,5 тысячи гектаров безлюдных территорий, Чеберлоевский – свыше 52 тысяч га. А есть еще пустующие пространства Шаройского, Итум-Калинского районов. И новые поколения, которые все еще теснятся на равнине. Землю предков многие из современных чеченцев даже в глаза не видели.
На фото:
Руины жилого комплекса Тоьвсин ГIала в Хьуьрикое
Зарихан Зубайраева