Уходящий год – это 200-летие Грозного, нарастающий приток туристов из многих стран мира, многотысячные похороны Юсупа Темерханова (Дала геч дойла цуьнан!), спор вокруг административной границы между Чечней и Ингушетией, череда побед в проекте «Голос» 1-го телеканала чеченского тенора Амирхана Умаева и многое другое… А каким запомнился 2018-й героям публикаций «ГР» и нашим собеседникам на улицах чеченской столицы?
Шахрудин Гапуров, Президент Академии наук ЧР:
— Главные события 2018-го? Безусловно, это проведенный в сентябре Академией наук I Международный нахский научный конгресс “Этногенез и этническая история народов Кавказа”. Был представительным состав участников – свыше 100 ученых из регионов России, СНГ, из 11 стран мира. О масштабах конференции, о ее актуальности и значимости говорит тот факт, что в ней принял участие Глава нашей республики Рамзан Кадыров. Лейтмотив его выступления: необходимо воссоздать подлинную историю чеченского народа! То есть, положить начало изучению вопросов, кто такие чеченцы, как сложилась чеченская нация, где кроются его исторические корни. Это фундаментальная задача. Ученый мир в силах сделать многое, чтобы в истории чеченского народа исчезли «белые пятна». Как вы знаете, в разных странах началась работа наших ученых по сбору архивных материалов по чеченской истории. В целом конгресс “Этногенез и этническая история народов Кавказа” проведен в рамках деятельности республиканской Комиссии по вопросам изучения истории чеченского народа.
Хасан Шерипов, 32 года, житель г. Урус-Мартан:
— Для меня 2018-й — год неудач. Поехал на заработки в Питер, работал два месяца на стройке, зарплату не дали. На обратную дорогу родителей попросил деньги прислать. Получилось, хотел семье помочь и сам же подорвал скудный семейный бюджет.
Потом отправился на Север — та же история. Хотя там же два года назад мне полностью оплатили работу на стройке. Сейчас кризис, везде хуже, чем было. Почему не ищу работу в Грозном? Мне надо строить дом, жениться, это невозможно на зарплату в 10-15 тысяч.
Раяна Решидова, 42 года, Москва:
— Ничего особенно в моей жизни за этот год не произошло. В Москве я второй год, работаю уборщицей в трех местах, зарабатываю 60 тысяч в месяц. Квартиру снимаем втроем, мы все из Грозного, вместе выживать легче. На новый год приехала домой, к детям, для них этот праздник – большая радость. А для меня главное – увидеться с ними, пожить вместе с детьми несколько дней. С мужем я в разводе, дети с бабушкой, я – на заработках.
Саид-Эмин Джабраилов, директор Аргунского историко-культурного и природного музея-заповедника:
— На днях я закончил работу по составлению карты Галанчожского района. В этом мне помогали научные сотрудники заповедника. Поскольку раньше такой карты не было, это событие весьма значимо для республики.
Как события 2018-го запомнились? Их много. Минувшей осенью отреставрированы боевая башня Цой-Педе в Мелхисте, Хачаройская боевая башня в селе Ведучи, Макажойская мечеть. Эти исторические памятники имеют федеральное значение, поэтому финансировались по ФЦП «Культура России».
В 2018-м федеральный статус получили десятки объектов культурного наследия (Хайбахская боевая башня, жилые башни Терки, башенный комплекс Никарой и другие), что дает перспективы федерального финансирования реставрационных работ. Кроме того, без статуса федерального значения объект не войдет в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Да, пока ни один наш исторический памятник не находится под эгидой ЮНЕСКО, но, думаю, со временем ситуация изменится.
Радует, что финансируют реставрационные работы частные лица. За ушедший год по программе частных инвестиций восстановлены старинные мечети селений Хайбах и Ч1армах, Гухойская боевая башня. И продолжение, судя по наметившейся тенденции, последует.
Очень важным является регистрация объектов культурного наследия (ОКН), находящихся в Галанчожском районе. Надо сказать, этот статус присваивается далеко не каждой башне, святилищу, архитектурному комплексу — только в том случае, если историко-культурная экспертиза выявит историческую ценность памятника. Так вот, в Галанчожском районе зарегистрировано свыше полусотни объектов культурного наследия в минувшем году. В целом по республике памятников, имеющих статус ОКН, свыше 700.
На реставрацию в 2019-м ОКН Галанчожского района выделено из регионального бюджета 50 миллионов рублей, это немалая сумма. Радует, что памятники старины обретут вторую жизнь.
Там, как широко сообщается, активно прокладываются временные дороги (так называемые «черновые» — с перспективой дальнейшего строительства), и это тоже примета 2018-го. Руководит работами Хизар Яхъяев, завотделом природы и охраны ОКН Аргунского заповедника. Он знает Галанчожский район как свои пять пальцев, знает, где проложить дорожное полотно, построить мост. Работы не прерываются даже сейчас, в зимнее время.
Хочу напомнить, что Аргунский заповедник является также природным. Это значит, что постоянно ведутся исследования природы на территории заповедника – водопадов, горных ландшафтов, пещер, лечебных источников, древесных пород и так далее. В том числе с моим участием – я по специальности географ. Кстати, в минувшем году результаты моих исследований отметила наградой Международная Академий наук экологии и безопасности жизнедеятельности, мне вручили «Звезду ученого».
Вообще-то для заповедника каждый год богат на события. 2018-й не исключение. А в 2019-м, судя по планам руководства республики возродить Галанчожский район и в целом высокогорье, там закипит жизнь. Так что 2019-й явно станет поворотным в истории Аргунского заповедника, нашего народа и республики.
Расул Эмиев, 26 лет, Франция:
— В Ницце я с ноября. Приехал сюда с женой и тремя детьми. Надежды проехать через Брест было мало, но нам повезло с 4-й попытки. Живем в лагере для беженцев, нас обеспечивают продуктами, а что ожидает завтра неизвестно. Надеюсь на лучшее, конечно.
Зулейхан Багалова, актриса Чеченского государственного драматического театра имени Ханпаши Нурадилова, Заслуженная артистка РСФСР:
— Для меня очень важно было стать очевидцем празднования 200-летия Грозного. В столице нашей республики прошла моя юность и вся жизнь, состоялось мое становление как актрисы театра имени Ханпаши Нурадилова, здесь выросли мои дети. В этом городе я пережила две страшные войны – в подвале под бомбежками. Тогда невозможно было представить, что война скоро отступит и город настолько преобразится. На моих глазах сменилось несколько исторических эпох.
13 декабря состоялось еще одно символическое мероприятие – открытие Года театра. Всероссийский Год театра – такого никогда не было. Я дожила до этого дня в свои 73 года!
И еще — открытие проспекта имени Махмуда Эсамбаева, на котором располагается наш театр. Дай Бог, чтобы улицам и проспектам присваивались имена известных деятелей культуры: Раисы Ахматовой, Саида Бадуева и многих других писателей, поэтов, артистов. Да, открытие проспекта имени Махмуда Эсамбаева событие не только для города – и для меня тоже, ведь я часто встречала на этом проспекте Махмуда Эсамбаева!
Под финиш года у меня большая радость – приехала из Норвегии на праздники дочь с внучкой. Я не знала о планах Рады, это был ее новогодний сюрприз для меня. Так что встретим 2019-й в семейном кругу — что может быть лучше и радостней?
Беседовала
Зарина Висаева